Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Короткий метр — поле для экспериментов и изучения вкусов аудитории»

Продюсер Анна Гудкова — о будущем короткометражного кино и развитии отрасли в регионах
0
«Короткий метр — поле для экспериментов и изучения вкусов аудитории»
Анна Гудкова (на фото в центре). Фото предоставлено пресс-службой кинофестиваля «Движение»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На национальном кинофестивале дебютов «Движение» конкурс короткометражных фильмов оказался одним из самых ярких. О перспективах короткого метра в отечественной киноиндустрии «Известия» расспросили члена жюри фестиваля, куратора питчинга «Кинотавра» Анну Гудкову.

— Короткометражное кино становится популярным: даже в прокат выходят альманахи короткометражек. А какие жанры в этом формате наиболее востребованы? 

— Еще лет десять назад жанр был один: авторское самовыражение. Благодаря тому что короткий метр стал доходить до зрителя, появилось жанровое разнообразие: комедии, что в коротком метре невероятно сложно,  мелодрамы, триллеры и т.д. Вообще, короткий метр снимается с тремя целями: как дипломная работа, как визитная карточка режиссера — для показа продюсерам и реже всего как любимый формат. Последних случаев мало, но есть яркие примеры — в частности, Александр Котт, который может работать в разноплановых полнометражных картинах, но при этом любит короткий метр.

— С чем связан рост популярности короткометражек?

— Сегодня длительность материалов, в том числе и в интернете, тяготеет к ультракороткой форме. Если раньше средняя длина ролика была 5–7 минут, то сейчас уже 1,5–3 минуты. Продюсеры всё больше экспериментируют с короткометражным кино, изучая его, а не рассматривая как ступеньку к полному метру. Здесь Россия движется в ту же сторону, что и весь мир. Количество короткометражек растет, качество повышается. Появляются яркие, любопытные истории. Например, «Портфолио» Никиты Тамарова. 

— Интернет помогает формату развиваться?

— Кинематографисты пытаются найти способы обойти старую систему выхода к зрителю. Ту, что связана с телеканалами и кинотеатральным прокатом. Смотрение предельно индивидуализируется: люди смотрят, когда и где им удобно, например в транспорте. Короткий метр может стать мостиком в будущее — размещение фильма в интернете не требует ни дополнительных расходов, ни согласования в Министерстве культуры. Таким образом, короткий метр становится полем для свободных экспериментов, испытания своих сил и изучения вкусов аудитории. 

— У продюсеров появляется возможность выбора молодых режиссеров — на примерах их коротких работ?

— Беда в том, что этот поиск сужен. Продюсерам надо искать не только на известных фестивалях, а еще и в регионах, причем во всех. Соответственно, киношколы тоже должны ориентироваться на регионы, чтобы молодым кинематографистам не надо было переезжать в Москву. Невероятно важно, что первый фильм основного конкурса этого фестиваля дебютов снят в Якутии местными авторами.

Такого кино должно быть больше. Надо создавать очаги культуры во всех областях, привлекать местных жителей к съемкам, создавать рабочие места — системно и на государственном уровне. Чтобы люди не бежали из регионов в Москву от безработицы. А продюсеры должны быть открыты, чтобы услышать то, что хотят донести новые авторы. 

— А они не слышат?

— Продюсеры зачастую рассчитывают не на деньги зрителей, а на господдержку, которая значительно сужает количество тем и сюжетов. Нам надо развернуться к своему зрителю, попытаться понять, что ему интересно и важно. И при этом не бояться риска. Только тогда мы сделаем шаг в будущее. 

Комментарии
Прямой эфир