«Роснефть» обеспечит львиную долю поступлений в бюджет
В пятницу в СМИ развернулась дискуссия об увеличении норматива дивидендов с госкомпаний до 50% чистой прибыли. Эксперты и обозреватели ведущих СМИ рассуждали о том, насколько оправданно желание правительства залатать бюджетные прорехи за счет госкомпаний. В «Известиях» был опубликован материал «Стоит ли игра свеч». Повторю еще раз его основной тезис: «в короткую» казна пополнится дополнительными доходами, но «в долгую» велика вероятность резкого сокращения инвестпрограмм, роста оптовых цен и тарифов, всплеска потребительской инфляции, снижения производственных показателей, причем в самом ближайшем будущем. О социальном самочувствии и говорить нечего.
К чести правительства, оно услышало доводы государственного бизнеса и общества — норматив дивидендных отчислений снижен с 50 до 35%.
В упомянутой заметке сравнивались некоторые результаты крупнейших госкомпаний, что помимо ответа на вопрос «кто более матери Родине ценен?» ставит перед кабмином не менее, а может, даже более важную задачу — оценить эффективность деятельности менеджмента госкомпаний. С соответствующими организационными выводами.
Сопоставление итогов деятельности в 2015 году пяти крупнейших АО с госучастием («Роснефти», «Газпрома», «Башнефти», «Транснефти», РЖД) в прошлой публикации уже представлено. Здесь «покрутим» значимость для страны уже не пяти, а 16 госкомпаний, скорректированную на снижение дивидендных отчислений до 35% от чистой прибыли.
Начнем с начисленных налогов и пошлин. За 2015 год сырьевые компании, естественные монополии, банковские структуры, инфраструктурные корпорации, частично или полностью принадлежащие государству, начислили в бюджет в общей сложности 4280 млрд рублей, из которых 2306 млрд рублей (54%) приходится на «Роснефть». При этом доля налогов и пошлин от выручки за вычетом стоимости закупок товаров для перепродажи у «Роснефти» составила 50%, тогда как, к примеру, у «Газпрома» — 35%, «Транснефти» — 7%, «РусГидро» — 6%, «Россетей» и Сбербанка — по 5%, РЖД — 4%.
Не слишком ли умело менеджмент и финансисты некоторых российских госкомпаний «оптимизируют» налоговую базу? Или «Роснефть», как обычно, обеспечит львиную долю поступлений, а о «безбилетниках», как те надеются, не вспомнят?
По вкладу в бюджет «Роснефть» — безусловно, лидер последних лет. Доля начисленных налогов и пошлин к совокупным налоговым и неналоговым поступлениям федерального бюджета у «Роснефти» равна 17%, у «Газпрома» — 14% (включая «Газпром нефть» и «Газпром энергохолдинг»), у «Башнефти» — 2%, у РЖД и Сбербанка — по 1%. У всех остальных госкомпаний («Транснефть», «Ростелеком», «Совкомфлот» и проч.) — статистически неотличимые от ноля значения.
А ведь «Роснефть» — не самая крупная компания, по крайней мере по объему прибыли (в 2015 году чистая прибыль «Газпрома» по РСБУ составила 404 млрд рублей, тогда как у «Роснефти» — всего 239 млрд рублей). Тем не менее бюджет на себе «тащит» именно «Роснефть». И где же прочие хваленые государевы коммерсанты?
Теперь о дивидендах. По «старой» схеме расчета, предусматривающей отчисление в бюджет половины чистой прибыли, «Роснефть» должна была перечислить 178 млрд рублей, тогда как «Газпром» — приблизительно 202 млрд. (Удивительное дело: чистая прибыль «Газпрома» больше «Роснефти» в 1,7 раза, а превышение дивидендов — всего 13%.)
По новому алгоритму (не станем перегружать материал дополнительной цифирью) доля «Роснефти» в дополнительных изъятиях в бюджет составит 27% (!), тогда как у «Газпрома» — лишь 19%, у ВТБ — 16%, у «Транснефти» и Сбербанка — по 12%.
Справедливо ли это? Вопрос некорректный — в кризис на госкомпаниях самая большая ответственность. Не в пример актуальнее представляется другая постановка проблемы: почему в нынешних нелегких условиях одни для сохранения эффективности работы задействуют все имеющиеся ресурсы, а другие живут по старинке, надеясь на извечное русское «авось»?