Ученые: мыши вернулись из космоса с поврежденной печенью

Две недели, проведенные грызунами на борту шаттла «Атлантис», негативно отразились на их здоровье

Мыши, которые две недели провели в космосе на борту шаттла «Атлантис», вернулись на Землю с ранними признаками повреждения печени. Об этом рассказали ученые из университета Колорадо в Аншутце (США), которые провели исследования после возвращения животных на Землю.

Эти исследования будут важны для космического агентства США, поскольку к 2030 году NASA планирует высадить человека на астероиде, а также организовать миссию на Марс. Для ученых важным было выяснить влияние космического пространства на внутренние органы человека.

«До этого исследования у нас не было почти никакой информации о том, как полет в космос влияет на печень. Мы знали, что астронавты часто возвращались на Землю с симптомами, похожими на диабет, но они обычно быстро проходили», — заявила Карен Йоншер в статье, опубликованной в научном журнале Plos One.

Йоншер и ее коллеги изучали мышей, которые прожили две недели в невесомости на борту американского шаттла «Атлантис» во время последнего полета в космос в 2011 году. После полета мыши были препарированы, а печень, как и другие внутренние органы, заморожены и оставлены для дальнейшего изучения.

Изучение печени открыло несколько тревожных вещей. Произошли изменения в печени на клеточном уровне. У мышей, которые летали в космос, активировались клетки, которые потенциально способны привести к появлению внутренних шрамов, рубцов и других повреждений, способных вызвать необратимые негативные изменения в работе органа.

Жизнь в космосе в течение двух недель ускорила у грызунов накопление жира в печени, содержание витамина А снизилось. Хуже стали работать ферменты, связанные с расщеплением жиров. В результате часть мышей стала страдать от неалкогольной жировой болезни печени, приводящей в итоге к развитию цирроза или диабета. И это происходило при сбалансированном питании.

Ученые обеспокоены тем, что изменения, которые в нормальных условиях являются следствием кормления мышей жирной и вредной пищей на протяжении многих месяцев, если не лет, так молниеносно произошли в космосе. «Если же у мыши первые признаки этой болезни появляются уже через две недели жизни в космосе, при питании нормальной диетой, что же тогда произойдет с человеком?» — заключает Йоншер.

К повреждениям печени могут привести стресс, вызванный космическим полетом, постоянные покачивания, а также взлет и возвращение шаттла на Землю, считают ученые.