Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В столице растет профицит торговых площадей

В I квартале девелоперы не сдали в эксплуатацию ни одного квадратного метра торговых помещений
0
В столице растет профицит торговых площадей
Фото: REUTERS/Sergei Karpukhin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В I квартале 2016 года в столице не появилось ни одного нового торгового центра — впервые с 2002 года. При этом в существующих ТЦ вакантны 8% площадей, а это почти 500 тыс. кв. м. По прогнозам, к концу года их будет больше, свидетельствуют данные брокера по торговой недвижимости Colliers International.

То, что с начала года у девелоперов и российских ритейлеров не улучшается настроение, следует из отчета по торговой недвижимости компании Colliers International (имеется в распоряжении «Известий»). За это время в Москве не появилось ни одного нового торгового центра, хотя обычно к апрелю сдавалось в эксплуатацию до 20% от годового объема площадей. Например, в I квартале 2015 года появилась половина годового прироста площадей (около 250 тыс. кв. м).

Тем временем, планировалось, что в 2016 году в Москве будет введено порядка 460 тыс. кв. м торговых центров, среди которых крупнейшие — ТЦ «Ривьера», «Рига Молл», «Океания», «Бутово Молл», «Полежаевская», напоминает глава отдела аренды торговых центров Jones Lang LaSalle (JLL) Татьяна Мальянова. По ее словам, около 90% площадей этого года — проекты, которые не были вовремя сданы, сроки их сдачи перенесены с предыдущих лет.

То, что в I квартале в Москве не было введено ни одного торгового центра, вовсе не уникальная ситуация, успокаивает аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова.

— На март было запланировано открытие лишь одного ТЦ «Ривьера», однако его запустили 15 апреля, перенос открытия — нормальное явление для рынка, — говорит она. 

По ее словам, традиционно по вводам площадей лидирует IV квартал, что объясняется срывами дедлайнов в течение года, а также стремлением девелоперов открыть торговые центры до новогодних праздников, когда наблюдается наибольшая посещаемость. 

Из-за того что в I квартале не было открыто ни одного торгового центра, доля вакантных площадей в ТЦ осталась на том же уровне — 8%, говорится в отчете Colliers International. К концу года, по прогнозам экспертов, этот показатель увеличится до 10%.

Напомним, активный рост пустующих площадей в московских центрах начался еще в первую волну кризиса — в 2014 году. Тогда уровень вакантных мест подпрыгнул в два раза и составил 6%, последний раз брокеры торговой недвижимости видели подобное во время кризиса 2009 года. В течение 2015 года ситуация развивалась в том же направлении: ритейлеры сокращали планы по развитию, новые бренды выходили без массовых открытий, а девелоперы вводили новые крупноформатные объекты, в итоге 8% площадей так же, как и сегодня, ждали своего арендатора.

У компаний Cushman & Wakefield и Knight Frank несколько иная оценка ситуации. По их данным, вакантно большее количество квадратных метров — около 12%. В лучших торговых центрах стабильно пустует лишь 2–3%, тогда как в ТЦ, открытых в 2014–2015 годах, процент взлетает до 25–30, уточнили в Cushman.

— Значительным фактором риска для рынка торговых помещений остается сужающийся потребительский рынок, — говорит Евгения Сафонова.

Глава отдела аренды торговых центров JLL Татьяна Мальянова отметила, что «основной курс ритейлеров сегодня — это оптимизация, которая касается в том числе расходов на аренду». Так, большинство игроков рассматривают точечно новые площадки для развития, готовы заходить в наиболее интересные проекты на сниженных условиях.

— С точки зрения развития сегодня наиболее активны торговцы нижних ценовых сегментов, в особенности продуктовые, что связано с переориентацией потребительского спроса на более доступные товары, — дополняет она.

Если же говорить о новых игроках на рынке, то, по данным Knight Frank, к апрелю 2016 года в России появились 13 новых международных операторов, что в три раза больше, чем в I квартале 2015 года. Большинство из них — fashion-операторы, специализирующиеся на продаже обуви, одежды или белья. Например, Barbour, Demurya и Veta. В Москве открылись семь брендов, среди них KidZania, Victoria’s Secret Pink и Armani Exchange.

При этом никто из иностранцев не покинул российского рынка, что может стать началом позитивной тенденции. Хотя в прошлом году за аналогичный период три международных ритейлера свернули свое развитие в России. Всего же в 2015 году рынок покинули 11 иностранных брендов.

В прогнозах на 2016 год — выход 20 новых брендов, уточняют в Knight Frank. О планах развития в России заявили The Walt Disney, Kiko Milano, Lillapois и др., многие уже заключили договоры аренды в знаковых девелоперских объектах. Напомним, что в прошлом году рынок пополнился 49 брендами, в 2014-м — 77.

Комментарии
Прямой эфир