Железную дорогу к Керченскому мосту построят за частные деньги

В Минэкономразвития и Минтрансе рассматривают один из первых проектов концессионного соглашения по строительству железнодорожной ветки от порта Тамань к железнодорожным подходам к Керченскому мосту. До этого железные дороги строились на бюджетные средства и средства РЖД. Концессии в России пока широко применялись только при строительстве автомобильных дорог. Заключить концессионное соглашение намерена компания «Таманьнефтегаз» (входит в группу компаний ОТЭКО), которая еще осенью 2015 года направила свой проект на рассмотрение в Минтранс.
Проектом предусмотрено строительство железнодорожных путей протяженностью около 3,5 км на Таманском полуострове. Речь идет о двух участках общего пользования, примыкающих к линии Вышестеблиевская–Тамань-Пассажирская в районах 22-го и 29-го км протяженностью 2,5 км и 1,2 км соответственно. Кроме того, планируется строительство 2 км соединительных и подъездных путей необщего пользования.
Стоимость строительства железнодорожной инфраструктуры по проекту оценивается в 362 млн рублей, сообщили «Известиям» в Минэкономразвития и компании ОТЭКО. По результатам разработки проектной документации протяженность и стоимость железнодорожной ветки будет уточняться, отметили в министерстве.
— Поскольку это частная инициатива, необходимо пройти процедуру официального размещения предложения для сбора заявок от иных претендентов. Если в течение 45 дней после размещения предложения на сайте torgi.gov.ru от иных лиц поступят заявки, которые отвечают установленным требованиям, будет проведен конкурс в общем порядке 115-ФЗ. Если же по истечении указанного времени таких заявок не поступит, концессионное соглашение будет заключено без конкурса. Подписание концессионного соглашения в этом случае планируется на Петербургском экономическом форуме, проходящем в период с 16 по 18 июня 2016 года, — рассказали в Минэкономразвития.
Во вторник министр транспорта Максим Соколов уже сообщил, что считает целесообразным заключение соответствующего концессионного соглашения.
— Я надеюсь, что это будет сделано в ближайшее время, — добавил министр.
По словам генерального директора ОТЭКО Сергея Губинеца, ввод путей в эксплуатацию планируется до конца 2017 года. Но эти сроки, по его словам, выполнимы при условии своевременного предоставления земельных участков со стороны концедента (Российской Федерации).
— Срок действия соглашения о концессии — до конца 2020 года, — сообщил Сергей Губинец.
Во вторник замминистра транспорта Алексей Цыденов пояснил журналистам, что в последующем железная дорога будет передана в государственную собственность.
Эта железная дорога нужна для перевозки грузов в направлении сухогрузного района морского порта Тамань, в адрес Таманского перегрузочного комплекса, терминала навалочных грузов «ОТЭКО-Портсервиса» и зернового терминала агрохолдинга «Тамань» с учетом перспектив их развития.
Предполагается, что железная дорога, построенная на средства концессионеров, примкнет к железнодорожной инфраструктуре, ведущей к Керченскому мосту. Она строится уже за бюджетные деньги.
Проектированием и строительством железнодорожных подъездных путей к Керченскому мосту занимается по решению правительства России компания «Российские железные дороги». По этому проекту необходимо построить 86,3 км главных путей, 32 км вспомогательных путей, 214 стрелочных переводов на станциях и новую станцию Тамань-Пассажирская. Это строительство уже началось в 2015 году.
По словам главы информационно-аналитического портала InfraNews Алексея Безбородова, важным условием строительства ветки от порта Тамань до подъездных путей к Керченскому мосту является координация проектов и планов с РЖД. Если проект не будет учтен РЖД, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы с диспетчеризацией грузовых составов. То есть РЖД должна будет предусмотреть строительство дополнительных станций. Он также отметил, что восточнее этого маршрута в Краснодаре необходимая железнодорожная инфраструктура вполне готова к тому, чтобы к ней присоединился новый железнодорожный участок.
В настоящее время пропускная способность железнодорожной инфраструктуры ОТЭКО на Таманском перегрузочном комплексе нефти, нефтепродуктов и СУГ не превышает 20 млн т в год.
— Создание новой железнодорожной ветки позволит обеспечить эффективную работу по перевалке 35 млн т угля, железной руды, серы и минеральных удобрений в год через Таманский терминал навалочных грузов. Целевой показатель перегрузки с учетом будущего строительства группой компаний ОТЭКО зернового терминала на 14,5 млн т составит порядка 70 млн т ежегодно. Это позволит решить существующую проблему недостатка перегрузочных мощностей на юге России, — пояснил Сергей Губинец.