Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
СК проведет проверку по факту осквернения флага с георгиевской лентой в Обнинске
Общество
Мишустин утвердил концепцию развития коренных малочисленных народов до 2036 года
Мир
Папа римский Лев XIV призвал к миру на Украине и прекращению огня в секторе Газа
Мир
На Украине сообщили об избиении военкомом мужчины при проверке документов
Мир
Премьер Баварии Зедер выступил против запрета партии АдГ
Мир
Песков заявил о стремлении Путина решить украинский конфликт путем дипломатии
Общество
В Ингушетии задержали подозреваемого в похищении местного жителя
Мир
Фицо обвинил страны Запада в желании продлить конфликт на Украине
Происшествия
Две женщины пострадали из-за атаки ВСУ на село Гуево в Курской области
Общество
Ребенок спас девушку от нападения мужчины в Ростовской области
Мир
Мирошник указал на желание Зеленского использовать перемирие для перевооружения ВСУ
Происшествия
Три человека погибли в Новосибирской области при опрокидывании авто
Мир
Мадуро поддержал инициативу Путина о переговорах с Украиной в Стамбуле
Мир
В Эстонии осквернили памятник советскому солдату
Мир
В Индонезии зафиксировали землетрясение магнитудой 5,8
Мир
В Гамбурге более 40 человек получили травмы во время празднования победы в матче
Общество
«Роскосмос» опубликовал спутниковый снимок пожаров в Забайкалье

«Маскарад» в Александринском музее

Режиссер Валерий Фокин воссоздал легендарный спектакль Всеволода Мейерхольда
896
«Маскарад» в Александринском музее
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фаворитом премиального марафона «Золотой маски» стал спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего».  Семь номинаций, включая «лучший спектакль» и «лучшего режиссера». Обозреватель «Известий» оценил шансы постановки Валерия Фокина как очень высокие.  

«Маскарад» Александринского театра будет в радость зрителю образованному, умеющему разгадывать театральные ребусы и включать воображение. Последнего потребуется немало. Потому как этот спектакль — двойное и даже тройное воспоминание. 

Правда, «воспоминание будущего» (Фокина, конечно же,  заботит дата «2017» и то, что случилось с нашей страной сто лет назад) — больше метафора, для пущей убедительности подкрепленная выстрелами в финале. В то время как «двойное» прошлое проработано в лицах и деталях.  

В феврале 1917-го  реформатор Всеволод Мейерхольд поставил лермонтовский «Маскарад», отдав тем самым дань  патетическому александринскому  стилю и его замечательному представителю Василию Каратыгину, первому Арбенину. Художник Александр Головин, вспомнив времена мирискусничества, с пассеистической страстью воссоздал как лермонтовскую эпоху, так и маскарады комедии дель арте.

Роскошный спектакль, обошедшийся казне в 300 тыс. руб. золотом, был бы чудо как хорош в благословенном тринадцатом году. Но сыгранный в феврале семнадцатого, был воспринят реквиемом по уходящей империи.

При всем богатстве посторонних смыслов Мейерхольд ставил литературный оригинал. Фокина же волнует мейерхольдовский спектакль, не текст. Весь бэкграунд драмы, развернутый в многочисленных диалогах, купирован. Остается спрямленный сюжет, из которого ясно, что герой приревновал жену к красавцу-кавалеграду, отравил и насладился сценой ее кончины. Плюс концептуальные  фразы («Несчастье будет с вами в эту ночь») и необходимые пояснения.

В начале второго акта Арбенин выходит на авансцену и доходчивым блогерским языком рассказывает современную историю. Его, примерного отца и мужа, обидела сука-жена, за что он ее задушил, расчленил, но вывезти не успел — полиция подоспела. Мораль налицо. Люди не изменились. Что романтическая драма, что современная трагикомедия пользуются одним материалом. Изменилась, говоря актерским языком, подача. Вот о ней и речь.

Для Фокина мейерхольдовский «Маскарад» — спектакль-музей, где в экспонатах все составляющие театрального действа: герои, играющие их актеры, декорации, костюмы, четыре роскошных занавеса, реквизит, сам Мейерхольд, выходящий на поклоны вместе с персонажами. Плюс императорский Александринский театр, чей зал появляется на заднике в кадрах архивной кинопленки.  

 В 1917-й зрителя уносит поезд времени. Под перестук колес выходит человек в черном плаще, достает из пакета венецианскую маску-бауту и дает знак представлению. Из недр зеркального планшета поднимаются стеклянные витрины с коломбинами, арлекинами, дамами и кавалергардами. Танцуют, флиртуют, ссорятся, умирают и воскресают. Кто есть кто — неважно. Все оттуда, из семнадцатого года. Призраки, муляжи, фантомы. И голос, звучащий из динамиков, тоже фантом. Юрий Юрьев, исполнитель роли Арбенина.  

Этот легендарный актер и в Александринке 99-летней давности был, что называется, не в мейнстриме, а сегодня, когда актеры изъясняются бытовизмами, и вовсе анахронизм. Дмитрий Лысенков, нынешний Арбенин, имитирует его напевную манеру, будто удивляясь: что за чудо такое произношу? В зале постоянно смеются. Не ко времени этот романтический маньяк. Полного понимания и даже сочувствия герой Лысенкова достигает в вышеупомянутом монологе современного расчленителя. 

Не ко времени и эстетские занавесы Головина, и роскошный Вальс-фантазия Михаила Глинки, и романс Нины авторства Александра Глазунова. Конец прекрасной эпохи давно наступил. Поэтому, слушайте дорогие зрители, саундтрек Александра Бакши, где Глинка обрастает стуками, свистами, неопознанными шумами и скорбной темой «Вы жертвою пали». Впрочем, с тем, что жертвой здесь пал целый культурный пласт, я бы не согласилась. Уже то, что он воссоздан с такой любовью, говорит о его необыкновенной витальности. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности