Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Подмосковье хочет обогнать Москву на легком метро

Однако ему необходим инвестор для строительства. Эксперты сомневаются, что такой найдется
0
Подмосковье хочет обогнать Москву на легком метро
Фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министерство транспорта Московской области надеется к 2028 году запустить первую ветку легкого метро. Такого вида транспорта, популярного во всем мире, в России пока нет. Однако к участию в проекте, подробности которого были объявлены в четверг, проявили интерес только производители подвижного состава. Эксперты сомневаются, что подмосковные власти смогут найти соинвестора, которому придется вложить около 50 млрд рублей в проект, поскольку сам по себе этот транспорт будет маловостребован. Например, в Москве реализацию аналогичного проекта пока отложили.

Правительство Московской области намерено в июне этого года начать конкурсную процедуру поиска инвестора по проектированию, строительству и эксплуатации новой ветки легкого метро, которое соединит такие подмосковные города, как Подольск, Домодедово и Раменское. Об этом стало известно на состоявшемся в Москве предварительном road-show системы подмосковного легкорельсового транспорта.

Несмотря на высокую степень проработки данного проекта, ряд экспертов сомневаются в его целесообразности. Глава аналитического портала Infranews Алексей Безбородов подчеркивает, что наиболее важным вопросом является будущий пассажиропоток этого вида транспорта. Он отмечает, что сейчас пригородный железнодорожный транспорт (включая показатели Центральной пригородной пассажирской компании и перевозок пассажиров поездами РЭКС и «Сапсан») составляет порядка 560 млн человек. Причем эти пассажиры преимущественно передвигаются в направлениях в Москву и от Москвы.

— Очень редко кто едет из Мытищ в Люберцы на электричке. Вопрос: кому надо ехать из Подольска в Мытищи вокруг Москвы по области на легком метро? Я не вижу этих людей. Никакого адекватного маркетингового обоснования проекта я тоже не вижу. Подозреваю, что это абсолютно неокупаемый проект, — говорит Алексей Безбородов.

По его мнению, инвесторы сейчас подождут того момента, когда будет запущена и покажет первые результаты работы Московская кольцевая железная дорога (МКЖД). Но даже этот проект не принесет, по убеждению эксперта, желаемого пассажиропотока. В том числе из-за крайне неудобных пересадок.

В то же время в правительстве Московской области уверены в обратном и считают необходимым скорейшее развитие комплексного проекта линии легкорельсового транспорта Московской области. Весь проект предполагает создание инновационного вида транспортной системы, который обеспечит хордовую связность крупных муниципальных образований, городских округов Московской области и аэропортов Московского авиаузла.

На первом этапе проекта рассматривается строительство южной хордовой линии ЛРТ на участке от Подольска через Домодедово до Раменского с заходом в аэропорты Домодедово и Жуковский. Протяженность этого участка составит 74 км, из которых 30 км будущей трассы планируется проложить по мостам и эстакадам.

По словам заместителя председателя правительства Московской области, министра инвестиций и инноваций Московской области Дениса Буцаева, предварительная стоимость реализации этой части проекта составит около 139 млрд рублей. Одним из источников возврата средств должна будет стать плата за проезд, которую планируется установить на уровне 50 рублей. Подмосковное правительство рассчитывает, что изначальный пассажиропоток на данном участке к 2023 году будет достигать до 45 млн пассажиров в год, а в 2045 году годовой пассажиропоток превысит 94 млн пассажиров.

Конкурсная процедура намечена на июнь этого года, а подписание концессионного соглашения — на октябрь. Проектирование и строительство первого участка (с ответвлением в аэропорт Жуковский) намечены на период с января 2017 года по декабрь 2028 года.

По словам управляющего директора InfraONE (компания входит в консорциум консультантов проекта ЛРТ в Московской области) Карена Аракеляна, по опыту реализации подобных проектов главным партнером может выступить консорциум из нескольких участников, среди которых поставщики подвижного состава, банковское сообщество, перевозчик и будущий эксплуатант новой ветки, а также строительные фирмы.

Однако пока потенциальный интерес проявили только поставщики подвижного состава.

— С производством подвижного состава проблем не возникнет, — уверен главный эксперт-аналитик отдела исследования транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Георгий Зобов.

Внимательно изучить конкурсную документацию намерены, в частности, в машиностроительном Трансмашхолдинге. Однако, по словам председателя совета директоров «Сетек МО» (компания-консультант) Артура Маркаряна, пока существующих мощностей и потенциала в России для производства необходимого под проект подвижного состава нет. По планам длина состава из двух вагонов должна составлять 60 м, что позволит перевозить до 500 человек (из расчета — пять человек на 1 кв. м), а максимальная скорость — 100 км/ч.

В поставках подобного подвижного состава могут быть заинтересованы также такие международные гуру машиностроения, как Siemens, Alstom, Bombardier.

— Безусловно, проект развития скоростного внеуличного транспорта (ЛРТ) в Московской области вызывает у нашей компании большой интерес. Пока преждевременно говорить о каких-то конкретных шагах в этом направлении, но, безусловно, мы внимательно следим за развитием проекта и рассматриваем возможность участия в нем, — сообщил «Известиям» директор по продажам компании Stadler Rail Маттиас Штер.

Напомним, что планы по развитию легкорельсового транспорта рассматривались с 2003 года в Москве. Власти столицы хотели запустить в центре города скоростной трамвай, однако инициатива была отложена в связи с отсутствием как раз соинвесторов.

Комментарии
Прямой эфир