Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

От продуктового эмбарго больше всего выиграл адыгейский сыр

В России растет потребление отечественных и плавленых видов сыра
0
От продуктового эмбарго больше всего выиграл адыгейский сыр
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Продуктовое эмбарго, которое Россия ввела в 2014 году в ответ на санкции, заметно повлияло на пищевые предпочтения граждан. Особенно это касается сыров. Настоящим бенефициаром стал адыгейский. Два года назад его потребление сильно выросло, свидетельствуют данные Ipsos Comcon. Кроме того, в компании подчеркивают, что в тот момент в стране наблюдался «сырный» всплеск. Однако уже в течение 2015 года потребление вернулось к нормальным значениям. 

Хотя адыгейский сыр и не является лидером рейтинга предпочтений (занимает шестую строчку в топе популярных в стране сортов), но от продуктового эмбарго он выиграл больше остальных. С 2014-го до конца 2015-го его потребление росло. В прошлом году его предпочитали 24,1% россиян, что на 6 п.п. больше, чем в 2014-м, выяснили специалисты Ipsos Comcon в ходе ежегодного исследования потребления сыров в стране (охват — 60,2 млн человек). 

Директор по работе с клиентами Ipsos Comcon Ирина Васенкова полагает, что потребителей привлекает не только то, что этот сорт произведен отечественными сыроделами, но и его натуральность, а также низкое содержание жира. 

Глава молочного департамента крупнейшего производителя сыра ГК «Доминант» Владимир Чеверов объясняет выросшую популярность этого сорта тем, что из группы белых сыров выпал импорт феты и моцареллы. В итоге здесь остались только сулугуни и адыгейский сыр, которые стали активнее покупать, объясняет он. В исследовательской компании Nielsen отмечают, что позиции этой группы стабильны, доля продаж занимает 20–21% рынка.  

Лидером же продаж в прошлом году стал сыр «Российский» — его предпочли 60,5% опрошенных. За несколько лет его потребление увеличилось на 3,5 п.п. 

— Сыр «Российский» выигрывает благодаря его доступности, тому, что он местного производства, отечественной марки и приемлемой цены, — говорит Ирина Васенкова из Ipsos Comcon. 

На второй позиции находится сорт «Голландский» — 37,7%. Причем за три года этот показатель почти не изменился. Тройку лидеров замыкает сыр «Пошехонский» — 29,1% (в 2012 году — 23,9%). 

Любопытно также проследить динамику, отражающую потребление. В 2015 году 81,2% граждан покупали сыр, выяснили специалисты Ipsos Comcon. Три года назад этот показатель был чуть выше — 82,3%. Но после введения продуктовых санкций в августе 2014 года произошел скачок — доля любителей этого продукта возросла до 84,7%, которая, правда, потом начала постепенно снижаться. Летом 2014 года в СМИ и интернете постоянно обсуждали сыр, что стало невольной рекламой для этого продукта, отмечают в Ipsos Comcon. 

— Введение санкций не увеличило потребление сыра, изменилась лишь корзина, то есть выросла доля российских сыров, которые практически полностью заполнили рынок, — отметил Владимир Чеверов. 

Как сообщают в Nielsen, до предсанкционных уровней объем потребления упакованного сыра пока не добрался. Как отметила директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова, продажи в категории упакованного сыра в России в 2014 году стагнировали (–2%) в натуральном выражении, а по итогам 2015-го показали сокращение уже на 7%. В денежном же выражении рынок ожидаемо растет вслед за увеличением цен: на 16% — в 2014 году и на 6% — в 2015 году. 

В «Перекрестке» «Известиям» рассказали, что, по наблюдениям торговой сети, потребление твердых сыров упало, а вот плавленые сыры, напротив, стали расти. Про увеличение популярности плавленого сыра говорят и в Nielsen: если до санкций, в первом полугодии 2014-го, его продажи в натуральном выражении составляли 17% рынка, то в аналогичном периоде 2015-го выросли до 19%. В целом наблюдается сдвиг в сторону более дешевых сыров, отметили в «Перекрестке». Такая тенденция свидетельствует об экономии.

Сколько сыра в стране


По данным Росстата за прошлый год, производство сыров и сырных продуктов составило 581,3 тыс. т (+17%). А импорт сыра и творога — 31,3 тыс. т (в 5,9 раза меньше, чем в 2014 году). За 2014 год было произведено 494,3 тыс. т (+14,1%) сыров и сырных продуктов. Импорт сыра и творога составил 184,8 тыс. т (–43,9%).

Комментарии
Прямой эфир