Развитие экономики невозможно, пока бизнес прессуют
Последние три года неумолимая статистика показывает постоянное ухудшение обстановки с уголовным преследованием предпринимателей. В своем послании Владимир Путин указал на недопустимость ситуации, когда до суда доходит минимальный процент дел от возбужденных против предпринимателей — «попрессовали, обобрали и отпустили». Однако ситуация не улучшилась, а ухудшилась. Правоохранители предпочли пропустить мимо ушей этот прямой призыв президента остановиться.
Свежие данные о числе уголовных дел по предпринимательским статьям в 2015 году поводов для оптимизма не дают. Их число возвращается к пиковым значениям 2010 года. Тогда было возбуждено 287 тыс. уголовных дел по «предпринимательским статьям, а за 2015 год — 234 тыс. По печально известной 159-й статье УК количество возбужденных дел возросло на 20% и составило 70% от всех возбужденных дел. При этом количество дел, переданных в суд, как раз не возросло, т.е. тенденция, описанная президентом, не только не ослабевает, но и набирает силу.
Жизнь показала, что решение вернуть следователям право возбуждать дела по налоговым статьям УК без представления из Налоговой службы было ошибкой. Все опасения бизнеса по этому поводу оправдались. В 2015 году число дел по 198-й и 199-й статьям УК возросло на 62%, в то время как число осужденных увеличилось только на 2% и составляет всего 8% от всех возбужденных дел.
Особое беспокойство вызывает рост числа людей, заключенных в СИЗО по «предпринимательским» статьям. В прошлом году их стало на 10% больше. А число предпринимателей, получивших домашний арест, скакнуло почти в два раза (85%).
Случаев, когда, игнорируя ст. 108 УПК, предпринимателей заключают под стражу до суда зачастую по абсурдным обвинениям, хватает. Это и Рустам Гильфанов, и Валерий Грачев, и Хуруджи, один из руководителей АСИ! В этом же списке фамилии Гамзы, Каменщика, Крысина, Конопского, Потехина. И в том числе Полонского, который оказался никуда не годным предпринимателем, но умысла на обман дольщиков не имел. Не говоря о том, что обязательства перед ними несет не Полонский, а другая компания и они выполняются.
Уже в 2016 году был побит печальный рекорд нахождения человека под арестом до решения суда. 10 марта исполнилось шесть лет (!), как в Ростовской области под следствием, а затем судом в СИЗО находится инновационный предприниматель Юрий Осипенко (он выпускал отечественные варианты светодиодных ламп). И конца процессу не видно. А ведь, по мнению экспертов центра «Бизнес против коррупции», экспертиза показывает его невиновность.
Очень дурно пахнущая история случилась в Тверской области. Там под домашний арест был посажен Андрей Роцько, который построил мост через Волгу. Мост сдан и успешно работает уже третий год. Однако попытка предпринимателя добиться полной оплаты контракта (государство задолжало ему 120 млн рублей) обернулась уголовным делом. Это при том, что Роцько выиграл все суды, вплоть до Верховного. Это выглядит так, что в жестких условиях экономического кризиса отдельные чиновники начинают воспринимать уголовное преследование по надуманным причинам как способ решить хозяйственный спор в свою пользу и не расплачиваться с предпринимателем. Как ни печально, есть большие опасения, что такая практика будет разрастаться.
Институт бизнес-омбудсмена работает по каждому из поступающих к нам дел, и успехи у нас есть. В списке тех, кому мы реально помогли при незаконном уголовном преследовании, уже больше 45 предпринимателей. Мало? Возможно. Но мы вынуждены заниматься каждым делом в отдельности. Каждый наш успех по делам, связанным с незаконным уголовным преследованием, достигается многомесячным трудом, а число таких случаев только растет. Без системных решений сдвинуть ситуацию с мертвой точки не удастся.
Любые меры по улучшению делового климата не сработают, если бизнес не будет чувствовать себя защищенным.
Надо вернуть в УК специальную статью за нарушения в предпринимательской сфере. Вместо отмененной знаменитой ст. 159.4 («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности») мы предлагаем дополнить УК новой ст. 179.1 («Преднамеренное неисполнение имущественных договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности»), которая будет подразумевать меньшую меру наказания — до пяти лет лишения свободы против 10 лет.
Необходимо увеличение пороговых размеров ущерба в экономических составах УК — поскольку ущерб несоразмерен со степенью наказания, предлагается в пять раз повысить суммы, признаваемые крупным и особо крупным размером.
Очень важно, чтобы предпринимателей, да и не только их, не задерживали на стадии следствия. Важно дать возможность особо крупные экономические дела рассматривать судам присяжных, возможно, в усеченном составе.
Все эти предложения уже неоднократно нами озвучены и отправлены в самые разные инстанции. Последний раз они рассматривались на новой рабочей группе при президенте по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. По крайней мере две наши идеи (о повышении порогов ущерба и новой статье о неисполнении договоров) получили поддержку главы администрации президента Сергея Иванова.
Мы полны решимости провести эти новации.