Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Генеральное консульство Словакии в Петербурге прекратит работу к 2025 году
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой снег и гололедицу в Москве 6 декабря
Мир
Глава МИД РФ рассказал о взаимодействии Вашингтона и Москвы по «закрытым каналам»
Мир
Губернатор Калифорнии объявил чрезвычайное положение в штате после землетрясения
Мир
Лавров назвал испытание «Орешника» сигналом о готовности РФ ответить Западу
Мир
Макрон намерен остаться на посту президента до 2027 года
Экономика
Читатели «Известий» выбрали объекты для обновленной купюры в 1000 рублей
Мир
США передали Польше дополнительные $4 млрд на военные нужды
Мир
Лавров указал на обретение Россией силы после введения санкций Запада
Культура
Писатель Алексей Варламов занял первое место на премии «Большая книга»
Экономика
Силуанов заявил об ответном использовании активов Запада на развитие регионов РФ
Общество
Каток на Красной площади открылся для посетителей
Общество
В столичном регионе 7 и 8 декабря ожидаются снегопады
Мир
Армия Ирака готова противостоять угрозам с территории Сирии
Общество
РКН отказал в регистрации трети страниц блогеров-десятитысячников
Мир
В МИД Польши заявили о готовности страны исполнить ордер МУС на арест Нетаньяху
Мир
Лавров назвал Зеленского неадекватным за высказывания о русскоязычных
Туризм
Туроператоры сообщили о падении спроса на поездки в Грузию из-за протестов

США надо бояться президента-популиста

Победа Трампа не гарантирует улучшения отношений Москвы и Вашингтона
0
США надо бояться президента-популиста
Фото: asu.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Заместитель директора ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова доктор политических наук Федор Войтоловский рассказал «Известиям» о проблемах, с которыми сталкивается политическая система США в преддверии президентских выборов, и перечислил те области, где Кремль и Белый дом могут сотрудничать, несмотря на общий кризис в отношениях.

— Чего вы ждете от президентских выборов в США?

— Ситуация складывается весьма противоречивая: общество поляризовано, кандидаты готовы идти еще дальше в радикализации позиций по многим вопросам — наиболее важным социальным и экономическим, а также по менее существенным для американского избирателя — внешнеполитическим.

Я скептически отношусь к фигуре Дональда Трампа. Считаю, что он политик-популист, ориентированный на громкую кампанию, а не на практическую деятельность на посту главы государства. Это можно сказать и о его конкуренте Теде Крузе — его консерватизм избыточен для многих умеренных республиканцев. То, что мы видим сейчас в Республиканской партии, в определенном смысле говорит о кризисе лидерства.

У демократов схожая ситуация — те лидеры предвыборной гонки, которые выдвинулись в ходе праймериз, Хиллари Клинтон и Берни Сандерс, в полной мере тоже не могут консолидировать даже электорат Демократической партии. Хиллари Клинтон абсолютно системный игрок с предсказуемыми и бэкграундом и моделью поведения. Этим она отталкивает леволиберальную часть сторонников демократов. А вот Сандерс — кандидат слишком маргинальный для американской политической системы и партийного истеблишмента, несмотря на то что он сенатор от Вермонта. Он еще левее многих леволиберальных демократов и активно использует популистскую риторику.

Ситуация, когда в ходе президентской кампании популисты получают столь сильные позиции как в Республиканской, так и в Демократической партии, ничего хорошего для устойчивости американской политической системы не сулит. Если приходит какой-то радикальный популист, то этот человек изначально не готов к компромиссам, а именно способность договариваться лежит в основе взаимодействия ветвей власти в США.

— Вы имеете в виду, что трудно будет договариваться с американцами?

— Договариваться с американцами всегда трудно — они нация бизнесменов, но можно. Однако в текущей ситуации, кем бы ни был президент США — республиканцем, демократом, — в отношениях с Россией ни принципиального улучшения, ни принципиального ухудшения это не сулит.

— Почему?

— Потому что повестка дня сейчас такова, что любой прагматик понимает, что есть вопросы, по которым необходимо взаимодействовать. Есть вопросы и в сфере безопасности, и в сфере международных отношений, по которым необходимо сотрудничать. Но системные противоречия тоже глубоки.

— Откуда это берется? Инерция холодной войны?

— Есть факторы системного характера. Одним из таких факторов является необходимость поддержания военных расходов в США на определенном уровне. Первая администрация Обамы последовательно сокращала военные расходы. Теперь просматриваются устремления части американской элиты вернуть их, если не на тот уровень, который был при Буше-младшем, то хотя бы увеличить расходы на евро-атлантическом и тихоокеанском направлениях.

Конечно, со временем неизбежно произойдет изменение американской политической элиты, со сменой поколений могут поменяться и позиции в отношении России. Но устойчивость стереотипов восприятия России как державы, которая якобы стремится к доминированию на пространстве Евразии, колоссальна.

— Недавно Дональд Трамп позволил ряд экстравагантных внешнеполитических заявлений в адрес НАТО и азиатских союзников. Насколько реализуемы эти инициативы или это чистой воды попытка выиграть голоса избирателей?

— Каждый американский кандидат в президенты выступает с одними идеями, когда он участвует в предвыборной гонке, а потом вынужден встраиваться в данные ему обстоятельства, в функционирование механизмов, построенных на системе сдержек и противовесов между органами федеральной власти в США, между группами интересов в американском истеблишменте. Он всегда вынужден учитывать долгосрочные тенденции в отношениях с другими государствами, в том числе с союзниками США, логику существования и деятельности коллективных институтов.

С Трампом это очередной случай популизма, на этот раз новоизоляционистского. Специфика «второй» американской экономики, вынесенной за пределы США в виде гигантских активов американских корпораций, такова, что требует наличия в том числе военного и внешнеполитического инструментария для обеспечения глобальных интересов и минимизации любых рисков в сфере политики и безопасности. Американское военное присутствие в Европе никуда не денется. Другое дело, что оно несопоставимо с тем, которое было в годы холодной войны. Приоритеты американского внешнеполитического и военного планирования смещаются в другие регионы мира, в первую очередь в Тихоокеанскую Азию.

— Возникают два вопроса. Один — в продолжение темы Трампа: его достаточно позитивные высказывания в адрес российского президента. Второй касается Украины. Считается, что на Украине тон задают именно американцы, что это их проект. Что нам ожидать в этом направлении?

— Я бы относительно высказываний Дональда Трампа не обольщался. Трамп — бизнесмен. Ему сейчас важно показать, что он не Обама. Совершенно не значит, что именно так оно и будет, если вдруг он станет президентом.

Про Украину могу вам сказать, что США имеют значительное влияние на развитие ситуации в этой стране. Однако можно наблюдать существенное разочарование в «украинском проекте» создания политической и идеологической альтернативы России на постсоветском пространстве.

США понимают, что «украинский проект» буксует и его реализация требует гигантских инвестиций. Я думаю, что фокус следующей администрации на постсоветском пространстве будет смещен в сторону от Украины. Например, на Грузию и Молдавию. Грузия как проект, как гораздо меньшая экономика, требующая меньших затрат, проект политический, вполне может стать своего рода витринным образцом для политики распространения западного влияния на постсоветском пространстве.

— Сейчас есть ощущение, что в свете сирийского кризиса как-то наладилось сотрудничество между Россией и США. Разделяете ли вы эти ощущения?

— Я могу сказать, что ситуация в Сирии, начиная с решения проблемы химического оружия, когда без России американцы вообще ничего бы не смогли там сделать, с одной стороны, создавала основу для противоречий, а с другой — создавала поле для сотрудничества.

Другое дело, что форма урегулирования сирийского кризиса, дальнейшее развитие политической ситуации в Сирии является не только полем сотрудничества, но и полем противоречий между Россией и США.

— Какие сферы, кроме Сирии, могут еще быть сферами сотрудничества?

— Без участия России Соединенные Штаты никогда бы не смогли или смогли с гораздо большими затратами выйти на достижение компромисса с Ираном. Однозначно, без России невозможно решать проблемы безопасности на Корейском полуострове. Здесь, если бы Россия занимала менее активную позицию, США гораздо труднее было бы и с Китаем договариваться.

Во-вторых, если бы Россия не способствовала стабилизации в Афганистане, то США не смогли бы в свое время обеспечить и вывод войск из Афганистана — российская помощь здесь была значительна.

Есть еще сферы, по которым сотрудничество России и США неизбежно и необходимо. Это сохранение и развитие системы контроля над вооружениями, прежде всего над стратегическими наступательными вооружениями. Другая важная сфера российско-американских совместных усилий — противодействие распространению оружия массового уничтожения (ОМУ). Технологии производства ОМУ, в особенности химического и биологического оружия, дешевеют — это технологии начала ХХ века. Возникают риски использования ОМУ не только государствами, но и негосударственными субъектами, прежде всего террористическими организациями. Это сфера общих угроз для России, США и всех ответственных держав. Сотрудничество на этом поле необходимо.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир