Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 4 марта
Экономика
В России разрабатывают новую версию антипиратского реестра
Мир
МИД Мексики назвал информацию о вступлении страны в БРИКС недостоверной
Мир
В парламенте Армении не исключили дальнейших шагов по выходу Еревана из ОДКБ
Общество
Зарплатные предложения в РФ выросли почти на 19%
Мир
Во Франции обвинили Макрона в разжигании страха в стране
Общество
Регионы смогут проводить внеплановые проверки без согласования с прокуратурой
Экономика
ФАС возбудила первое дело за нарушение новых требований к рекламе кредита
Мир
Десять человек погибли во время массового побега заключенных на Гаити
Наука и техника
Названы сроки первого пуска «Ангары»‎ с космодрома Восточный
Мир
Южная Корея и США начали учения Freedom Shield
Происшествия
В Приморском крае ввели особый противопожарный режим
Армия
Слуцкий выразил уверенность в завершении СВО победой России в этом году
Мир
В Британии назвали уничтожение Крымского моста главной целью ВСУ
Мир
Премьер Палестины назвал необходимым создание нового «плана Маршалла» для Газы

Анатолий Зверев преподал азы вечной молодости

Выставка «Красавицы столетий» отражает вкусы главного советского нонконформиста
0
Анатолий Зверев преподал азы вечной молодости
Фото пресс-службы
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вслед за вводным вернисажем «АЗ — это я как раз» и сменившей его демонстрацией анималистики Музей АЗ, посвященный творчеству Зверева, выставил 55 женских портретов. Работы представляют весь творческий путь художника, в том числе и наиболее ценимые коллекционерами 1950-е годы.

Ранние вещи — действительно шедевры. Чего стоит хотя бы удивительный лик девушки, написанный в 1956 году: рот и скулы как будто стерлись, нос едва намечен, и только одни глаза выглядывают откуда-то из глубины веков. Вместе с другими полотнами Зверева портрет пережил пожар в доме коллекционера Георгия Костаки, о чем свидетельствуют обгоревшие края. Но это только усиливает ощущение, что перед нами старинный артефакт.

Устроители экспозиции сопоставляют его с фаюмскими портретами I–II века н.э., и на то есть основания. Зверев вобрал в свой уникальный стиль всю историю живописи, хотя и не занимался стилизацией в чистом виде. В женских портретах такие переклички особенно наглядны. 

Анатолий Зверев преподал азы вечной молодости

Он рисовал женщин много, с удовольствием и рвением, причем моделями могли стать и маленькие девочки, и пожилые леди, обретавшие у него вторую молодость — навсегда. «Садись, детуля, я тебя увековечу», — великодушно-иронично приглашал портретист избранных счастливиц. В их числе муза и возлюбленная художника Оксана Асеева, актриса Татьяна Самойлова, режиссер Ирина Квирикадзе…

Неоднократно эту фразу слышала и куратор выставки Полина Лобачевская. Ее портретов здесь несколько, хотя нет самого главного — он висит в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Так что Зверев, обещая увековечить, сдержал слово, и теперь Лобачевская отдает долг — сохраняет, изучает и пропагандирует его наследие.

— Я часто была «жертвой» таких портретирований, поэтому могу свидетельствовать, что это были удивительные сеансы. Это всегда был театр, но не одного художника, а художника и модели, — рассказала Лобачевская. — И вот в этом ключ к тому, что вы увидите во всем проекте: отпечаток мгновенности, схваченный характер живых людей, а не застывших истуканов.

Анатолий Зверев преподал азы вечной молодости

В подтверждение данного тезиса весь первый этаж занят графическими работами, вспышками спонтанного вдохновения: на создание каждого рисунка у художника ушло, по словам куратора, не больше получаса. Именно их посетитель видит в первую очередь. На втором этаже его погружают в мир ассоциаций с классической живописью, а на третьем — встречают изображениями наших современников, которые поделились воспоминаниями о позировании в роскошном каталоге «100 женских портретов Анатолия Зверева». Этот альбом — такая же часть проекта, как фильм, снятый к выставке, и специальная коллекция модельера Игоря Чапурина по мотивам работ художника.

Над организацией выставочного пространства работал Геннадий Синев, прежде оформивший выставки Серова и Гончаровой в Третьяковской галерее. Станут ли «Красавицы столетий» столь же успешными и выломают ли дверь Музея АЗ жаждущие прекрасного — покажет время, но с точки зрения музейного дела это действительно образцовая работа: зрители не успевают устать от жанрового однообразия, но лишь поражаются фантазии и разноплановости дарования художника.

Анатолий Зверев преподал азы вечной молодости

Анатолий Зверев преподал азы вечной молодости

Комментарии
Прямой эфир