В условиях кризиса учимся управлять квалифицированно
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Прошел год, и можно подвести первые итоги. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться сегодня и как превратить имеющиеся проблемы в преимущества, рассказала Светлана Анатольевна Руденко, директор Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Батайска.
— Первое, с чем нам пришлось столкнуться, — это несовершенная нормативно-правовая база, но на данный момент всё более-менее пришло в норму. Затем мы, просмотрев и взвесив все за и против, провели оптимизацию штатной численности. Некоторые услуги перевели на аутсорсинг, уменьшили штатную численность работников путем перераспределения нагрузки, в том числе на социального работника. Если ранее на одного социального работника приходилось 10 человек обслуживаемых, то сейчас может быть и 8, и 17 человек. Всё зависит от количества социальных услуг, необходимых получателю, которые оказывает работник. В соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ социальное обслуживание может получить любой гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании, согласно его индивидуальной программе. И услуги необходимо оказать круглосуточно с момента предоставления получателю индивидуальной программы на основании заключенного договора. При этом законодатель не предусматривает ожидание в очереди. У нас количество получателей социальных, находящихся на надомном обслуживании, в прошлом году составило 1240 человек при установленном нормативе 1080 человек. И в законе установка не на количество получателей, а на количество оказанных социальных услуг, — рассказала Светлана Руденко. — Хочу подчеркнуть, что в прошедшем году нашим центром выполнено муниципальное задание на 100% по всем параметрам.
— Услуги соцобслуживания бесплатные?
— Не для всех. Бесплатно они предоставляются несовершеннолетним, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и тем, чей доход на дату обращения не превышает полуторной величины прожиточного минимума.
— Недавно вы вернулись со Всероссийской конференции «Квалифицированное управление учреждениями социального обслуживания в условиях экономического кризиса». Была ли полезна встреча с коллегами?
— Я вернулась под большим впечатлением и от самой конференции, и от встречи с коллегами. В Московской области сократили управления соцзащиты населения, при этом большая часть функций передана многофункциональным центрам, а часть — центрам социальных услуг, и выполняют их отделения срочной социальной помощи, которые сохранены у них, а в нашей области сокращены с 2013 года. Хотя мы, я имею в виду центры в нашей области, продолжаем оказывать эти услуги в не меньшем объеме. Из специализированных отделений социально-медицинского обслуживания созданы отделения патронажной службы, что позволяет оказывать медицинскую помощь всем получателям, находящимся на надомном обслуживании, если эти услуги прописаны у них в индивидуальной программе. Конечно, хочется перенять этот опыт. Порадовалась за коллег — к ним прислушиваются. К примеру, при разработке пилотного проекта по внедрению планшетов для социальных работников все их замечания и предложения учитываются. И что интересно, в центре, который мы посетили, количество населения такое же, как у нас в городе, и остаток на счете в прошлом году, к удивлению, такой же, как у нас, но средства никто не забрал, и более того — это ставится в заслугу, а не в нарушение. Центрам выделили специализированные автомобили для инвалидов-колясочников. Мы тоже мечтаем о такой возможности. Представляете, мы бы могли вывозить их не только в город, но и за пределы города.
— Какие у вас планы на будущее?
— Планы есть: хочу ввести бригады по профилю: одна бригада убирает, другая доставляет продукты и т. д., и, конечно, ввести для социальных работников работу с планшетом. Кстати, наши коллеги из Ставропольского края уже работают с планшетами. Мне кажется, будет более эффективно.