Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД РФ призвали международное сообщество осудить теракт в Херсонской области
Происшествия
Собянин сообщил о ликвидации двух летевших на Москву БПЛА
Происшествия
В Курской области повреждены пять домовладений при атаке ВСУ
Мир
ГУР Украины заявило об инсценировке убийства командира РДК Капустина
Общество
Захарова обвинила спонсоров терроризма на Украине в атаке на Херсонскую область
Мир
В Италии указали на приближение капитуляции Киева
Армия
Силы ПВО за восемь часов сбили 58 украинских БПЛА над регионами России
Общество
Ребенок пострадал в Ростове-на-Дону из-за попавшей в форточку пиротехники
Общество
Энергоблок № 1 Курской АЭС-2 подключили к единой энергосистеме России
Спорт
Энцо Мареска покинул пост главного тренера «Челси»
Происшествия
На Кубани произошел пожар на НПЗ после падения обломков БПЛА
Спорт
Определились пары четвертьфинала молодежного ЧМ по хоккею
Мир
При взрыве на горнолыжном курорте в Швейцарии погибли минимум 10 человек
Общество
Прокуратура начала проверку задержек поездов на СКЖД из-за непогоды
Мир
Фицо ужаснулся из-за позиции лидеров ЕС по конфликту на Украине
Происшествия
В Татарстане возникло возгорание в резервуарном парке из-за атаки БПЛА
Мир
Россия передаст США материалы экспертизы сбитого у резиденции Путина дрона

Гении жеста

Роль жеста в дипломатии и внешней политике
0
Гении жеста
Фото: REUTERS/Carlos Barria
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вы просто не могли не видеть эти кадры: исторический визит президента США на Кубу после долгих десятилетий американских санкций и блокады, Обама и глава кубинского государства Рауль Кастро выходят под объективы камер, длинный Обама покровительственно кладет невысокому Кастро левую руку на плечо…

Нет, Кастро эту руку не сбрасывает — это было бы знаком недоброжелательства. Он берет ее свой правой рукой и поднимает высоко вверх: теперь дружим! То есть дружба — это не тот случай, когда можно позволить хлопать себя по плечу, дружба — это когда люди равны.

Вообще-то перед нами поразительно эффектный случай использования языка жестов в дипломатии высшего уровня. Хотя случай не единственный.

Экстремальный случай дипломатического жеста — это, конечно, римлянин Гай Муций Сцевола. Если мир когда-нибудь догадается поставить памятник «вообще дипломату», то есть человеку, иногда буквально в одиночку утверждающему интересы свой страны и вдобавок предотвращающему таким образом бедствия войны, то это должен быть памятник Муцию.

Дело было в 509 году до нашей эры (если было, потому что здесь скорее легенда). Послом Муций не был, он был лазутчиком-диверсантом, отправленным убить персидского царя, чья армия осадила Рим. Убил он не того, его схватили, но он заявил, что 300 юношей города будут покушаться на царя снова и снова. А дальше протянул руку над огнем алтаря и держал ее там, пока она не обуглилась. На агрессора эта демонстрация мужества и твердости духа произвела такое впечатление, что он снял осаду и увел армию.

В современной дипломатии не зарегистрировано случаев добровольного членовредительства послами каких-либо стран. Но жесты вместо слов используются постоянно. Классика — это, например, когда делегация после долгой торговли выдвигает свое крайнее требование к условиям договора и начинает собирать вещи (заказывает билеты на самолет и т.д.). Другая сторона понимает, что дальше ей торговаться не стоит, и уступает. Хотя приемчик от излишнего применения в последние пару столетий уже несколько стерся.

Дипломатия часто становится театром пантомимы, причем отрепетированной. Для этого есть служба протокола: кто войдет в какую дверь, кто протянет руку… Заранее обозначается помощниками и степень сердечности приветствия переговаривающихся сторон. Классикой были антисанитарные троекратные поцелуи Леонида Брежнева и лидеров социалистических стран. Капиталистам жали руки, иногда их даже обнимали, но поцелуи в протоколе обычно были не предусмотрены.

Самое известное из объятий в истории дипломатии было на одной из встреч Александра III и Вильгельма II. (История эта относится к разряду профессионального фольклора, по крайней мере сразу я ей найти подтверждения не смог, но в Дипакадемии ее слушателям рассказывали). Немцы тогда были недовольны нашим посланником, намекали, что он слишком жесток в оценках, пытались вынудить Россию его отозвать. И тут Александр при церемонии встречи сначала обнял своего посланника, а уже потом германского «брата». Хорошее напоминание главам государств о том, как поднять авторитет своего представителя в другом государстве.

Что касается Обамы — нарочно ли он коснулся плеча Рауля Кастро? Обама вообще любит плечи глав других государств. Есть видео, на котором он обнимает за плечи Ангелу Меркель, а та, представьте, уворачивается.

Здесь у нас, кстати, ситуация, когда в продуманный дипломатический язык жестов вторгаются СМИ. Меркель и Обама не планировали заранее обнимать или уклоняться от объятий, так получилось. Никто, понятно, не мог подумать, какой эффект произведут раскинутые в стороны руки той же Меркель, которая стоит перед развалившимся на скамье Обамой в июне 2015-го года, на встрече бывшей «большой восьмерки», усеченной до семерки. «Танец Меркель», однако, стал мощным символом отношений между странами Запада. И ведь точным символом, что характерно.

Словом, если дипломаты нужных жестов не делают, то за них ситуацию иллюстрируют СМИ, в соответствии со своим пониманием того, какова эта ситуация. Здесь классика — это известные фотографии президентов России и США, где они просто сидят в креслах, не улыбаются и не смотрят друг на друга. Вывод: Путин и Обама не договорились.

Однако то, что произошло на этой неделе в Гаване, — это куда больше, чем искусственно притянутая за уши фотография или видео. Здесь перед нами нечто предельно ценное и редкое, подобное…

Подобное еще одной, попросту великолепной, истории с Александром III. Дело было так: за обедом он сидел рядом с австрийским послом, который начал критиковать российскую политику на Балканах, при этом заявив, что Австрия в ответ готова мобилизовать 2–3 армейских корпуса. «Вот что я сделаю с вашими тремя мобилизованными корпусами», — сказал Александр, взял серебряную вилку, связал ее в узел и положил на тарелку посла. (Про его физическую силу мы, надеюсь, все помним.)

Ценность этого дипломатического жеста в том, что он был абсолютно не подготовлен, но при этом невероятно эффектен, выражал ровно то, что Александр хотел сказать. И точно то же самое мы видим в случае с Раулем Кастро. Признаем, что он прожил жизнь в тени предельно эффектного брата Фиделя, настоящего гения слова и жеста. Но одним этим видео с Обамой Рауль вошел в историю как человек, способный мгновенно, без подготовки и без слов сказать стране и миру: с США мы готовы дружить, но похлопывать себя по плечу не дадим. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир