Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Центробанк объяснил, почему не хочет финансировать проекты

Потому что дорого и инфляция
0
Центробанк объяснил, почему не хочет финансировать проекты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как сообщили «Известиям» в ЦБ, возможности стимулирования экономического роста количественными мерами денежно-кредитной политики крайне ограничены.  

Регулятор отмечает, что это подтверждается и последним опытом развитых стран. ЦБ указывает, что меры оказывают минимальное влияние на кредитную активность в условиях, когда она сдерживается низким спросом на кредиты на фоне повышенной неопределенности и слабых перспектив роста экономики, а также высоким уровнем накопленной долговой нагрузки.

— При этом такого рода меры могут вести к нарастанию рисков для ценовой и финансовой стабильности, — добавляет регулятор. 

В марте, по информации газеты «Ведомости», на состоявшемся ночном совещании у президента глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил увеличить программу ЦБ со 100 млрд до 240 млрд рублей для стимулирования экономического рост за счет госинвестиций, одна из форм — проектное финансирование. Издание напомнило, что по программе проектного финансирования в 2015 году отобрано 42 проекта стоимостью 347,3 млрд рублей, которым требуется 235,5 млрд рублей кредитов. Проекты получают кредиты в отобранных банках под 11,5%, а те получают рефинансирование в ЦБ под 9%. На 4 марта 2016 года ЦБ рефинансировал кредиты по программе лишь на 69,2 млрд рублей, отмечает газета со ссылкой на представителя Минэкономразвития.

Минэкономразвития является не единственным претендентом на деньги дополнительной эмиссии, к которой склоняют Центробанк различные структуры. Также в марте, но чуть ранее, на съезде в Торгово-промышленной палате, к президенту обратился председатель экспертного совета ФРП Антон Данилов-Данильян с просьбой рассмотреть вопрос, чтобы поручить ведомствам проработать вопрос о выпуске облигаций ФРП на сумму 400 млрд рублей под 4% годовых. Фонд был создан в 2014 году под кураторством Минпромторга и выдает кредиты на модернизацию или создание новых производств под 5% на 5–7 лет в объеме 50–700 млн рублей. Государство выделяет по 20 млрд рублей в год на докапитализацию ФРП.

Однако президент усомнился в том, что сейчас правильно выпустить в экономику дополнительных 400 млрд рублей, это может быть рискованно с точки зрения инфляционных процессов. Президент подчеркнул, что если инфляция усилится, то все усилия по поддержке малого и среднего бизнеса обнулятся.

Главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюкв целом поддерживает позицию ЦБ и считает, что денежная эмиссия не сможет обеспечить устойчивый экономический рост в РФ.

— Единственным спорным аргументом в обосновании ЦБ РФ представляется ссылка на последний опыт развитых стран, предпринимавших меры по количественному смягчению и не сумевших обеспечить заметный экономический рост, —  отметила Наталья Ващелюк. — В профессиональных кругах пока не сделан окончательный вывод о том, насколько эффективной является политика по количественному смягчению: многие исследователи указывают, что без беспрецедентных мер, принятых центральными банками в США, еврозоне, Японии, Великобритании и других странах, экономический спад был бы более глубоким, а восстановление – еще более длительным. Поэтому проблемы, связанные со стимулированием экономического роста в этих странах, нельзя считать доказательством крайне низкой неэффективности мер по количественному смягчению. Возможно, без их применения ситуация была бы намного хуже.

А директор по корпоративным рейтингам агентства «Рус-Рейтинг» Максим Плешков считает спорным позитивное влияние на экономику количественного смягчения.

— В текущей ситуации простое увеличение денежной массы вряд ли будет способствовать экономическому росту. То же говорит и опыт США и Еврозоны. Для финансирования инвестпроектов необходимо не увеличивать денежную массу, а предусмотреть специальные финансовые механизмы их финансирования, например выпуск инфраструктурных облигаций. Такие механизмы способствовали бы привлечению денежных ресурсов в предполагаемые точки роста без изменения базовых параметров денежно-кредитной политики для всей страны.

Главный экономист Национального рейтингового агентства Максим Васин также полагает, что гораздо более адекватным решением, чем включение печатного станка, может быть использование монетарных инструментов и, в частности, прямое влияния Банка России на рынок корпоративных облигаций путем выкупа части инструментов с рынка напрямую и предоставления рефинансирования под залог корпоративных инструментов для коммерческих банков.

— Если говорить о прямом кредитовании промышленных проектов со стороны ЦБ, как ранее предлагал ряд политиков и экономистов, то в настоящее время функции Центрального банка этого не предполагают, более того, для развития данного направления используется другой институт — Банк Развития (ВЭБ), — подчеркивает Максим Васин.

Он также отметил, что в кратко- и среднесрочном плане дополнительные стимулы со стороны ЦБ способны перезапустить экономику и стимулировать инвестиции и потребительский спрос, но подчеркнул, что подобные механизмы уместно использовать в момент дефляционных рисков, а не инфляционных, как сейчас.

На данный же момент, уверена Наталья Ващелюк, увеличение количества денег приведет к падению процентных ставок в экономике и, следовательно, снизит инвестиционную привлекательность российских активов.

— Это способно дестабилизировать финансовые рынки, в том числе вызвать значительное ослабление рубля и ускорение инфляционных процессов, — считает она.

Максим Плешков призывает не преувеличивать инфляционный фактор, поскольку в современной экономике широко применяются кредитные деньги и денежная масса может существенно меняться без заметного изменения количества наличных денег в обращении. 

Помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева Елена Лашкина заявила «Известиям», что поручения правительства по разработке иных мер поддержки инвестпроектов в Минэкономразвития не поступало.  

Комментарии
Прямой эфир