Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Шойгу заявил об окончании однополярного мира после начала спецоперации
Мир
Путин указал на попытки США затянуть конфликт на Украине
Мир
Китай призвал одуматься сторонников независимости Тайваня
Мир
Путин заявил о соответствии начала спецоперации в Донбассе уставу ООН
Мир
В СВР указали на разработку Западом планов по оккупации Украины
Экономика
IKEA ликвидирует управлявшую магазинами в России компанию
Общество
В Минобороны назвали причину ЧП на военном складе в Крыму
Мир
Китай введет санкции против семи сторонников независимости Тайваня
Спорт
IBU обсудит продление отстранения биатлонистов России и Белоруссии
Туризм
Финляндия сократит выдачу виз россиянам в 5–10 раз
Мир
Глава МИД Украины уличил Запад в желании увидеть крах страны
Общество
Аксенов заявил о сокращении маршрутов поездов в Крым из-за ЧП под Джанкоем

Виктор Пивоваров на вершине олимпа

В ГМИИ имени Пушкина художник ведет диалог с Кранахами, а в «Гараже» вспоминает советскую эпоху
0
Виктор Пивоваров на вершине олимпа
Фото: ТАСС/Александр Щербак
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С разницей в пять дней в Москве открылись две выставки Виктора Пивоварова — представителя советского концептуализма, с 1980-х годов живущего в Чехии.

Экспозиция «След улитки» расположилась в музее современного искусства «Гараж». Это масштабная ретроспектива, охватывающая работы от 1970-х до наших дней. А новый цикл больших живописных полотен «Потерянные ключи» поселился в святая святых — главном здании ГМИИ имени Пушкина.

В этом можно усмотреть иронию: работы 40-летней давности, многие из которых уже стали классикой, оказались в оплоте contemporary art, а картины 2015 года, наоборот, отправились в хранилище проверенного временем искусства.

Но важнее для организаторов было удачное совпадение «Потерянных ключей» с нашумевшей выставкой Кранахов, ведь именно с Кранахом-старшим (а также  с Брейгелем, Беллини и Дюрером) ведет диалог Пивоваров в этих работах.

Каждая из восьми картин отсылает нас к одной или нескольким работам художников Возрождения. Так, для открывающей цикл «Меланхолии» первоисточником стали одноименные работы Кранаха-старшего и Дюрера, а финальное полотно «Притча о выеденном яйце» представляет собой аллюзию на «Страну лентяев» Брейгеля-старшего.

На открытии экспозиции в ГМИИ Пивоваров не скрывал своего ликования. В автобиографической книге «Влюбленный агент» (к выставкам она была переиздана с цветными иллюстрациями и обновленным макетом) художник сравнивает лестницу Пушкинского с дорогой на олимп. Теперь этот путь к славе пройден, и картины Пивоварова соседствуют с «богами».

— Музей объединил в одном пространстве первоисточники и вдохновленные ими работы, — отметила куратор выставки в ГМИИ Александра Данилова. — Мы собрали вместе ключи и замки, дав возможность зрителю подобрать их друг к другу. Но обнаружили, что ключи не нужны вообще.

Пивоваров, впрочем, не относится к тем художникам, которые избегают рассуждать о своем искусстве и оставляют зрителя один на один с картинами. 79-летний живописец подготовил подробные объяснения для каждой из работ — как в Пушкинском, так и в «Гараже», где вышел специальный цветной «Путеводитель по выставке».

Соавтор «Путеводителя» и куратор выставки «След улитки» Екатерина Иноземцева сказала «Известиям», что идея экспозиции появилась еще несколько лет назад — «в результате долгого взаимного приближения художника и «Гаража». И получившееся путешествие создает «образ интровертного сознания, удачно и точно резонирует с окружающей ситуацией и открывает дорожку для молодых художников».

Работы Пивоварова, вне зависимости от даты их появления, действительно выглядят на редкость актуальными, а их всепроникающая ирония — точной. Серия плакатов «Проекты для одинокого человека», созданная в 1975-м и каталогизирующая все аспекты жизни советского гражданина, кажется написанной вчера — мы по-прежнему живем в тех же типовых квартирах, выстраиваем свой день по тому же графику и погрязаем в повседневной рутине.

Десятиметровый свиток «Сутра страхов и сомнений» (2006), стилизованный под старинные религиозные манускрипты, перечисляет всевозможные фобии и производит впечатление настольного пособия для психотерапевта — особенно в эпоху терроризма, где никто и нигде не защищен.

Наконец, серия концептуальных супрематических полотен вступает в неожиданный диалог с недавними находками исследователей «Черного квадрата» Малевича и выставкой Тарин Саймон «Черный квадрат» в «Гараже» («Известия» рассказывали о ней).

Попытка связать работы Пивоварова разных лет одним общим «сюжетом» выглядит в известной степени натяжкой (пусть это и дело рук самого автора). Настоящий же ключ к ретроспективе «След улитки» Пивоваров припрятал в Пушкинском музее, где выставлена одноименная картина из цикла «Потерянные ключи».

На холсте мы видим бегущую под гору женщину (первоисточник — «Безумная Грета» Брейгеля), а в противоположном направлении ползет улитка. В течение почти полувека Пивоваров упрямо движется вверх — на олимп искусства.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир