Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Правительство опасается бензинового дефицита

«Серый экспорт» может способствовать росту цен на рынке
0
Правительство опасается бензинового дефицита
Фото: REUTERS/Laszlo Balogh
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские власти всерьез взялись за схемы «серого импорта» нефтепродуктов через Белоруссию, которые могут привести к дефициту на внутреннем рынке и соответственно росту цен. По словам собеседников «Известий», под давлением Москвы в марте белорусские власти начали наводить порядок» на местном топливном рынке. Вслед за этим в российском правительстве потребовали от отечественных компаний прекратить «неоправданные» поставки нефтепродуктов в Белоруссию.

В последние месяцы объемы поставок российских нефтепродуктов в соседнюю республику резко возросли. По данным железнодорожных экспедиторов, дочка «Татнефти» компания ООО «Татнефть-Транс» поставила в январе 2016 года в Белоруссию 25 тыс. т бензина. Хотя «Татнефть» имеет в республике собственную розницу, такого количества бензина, как отметил в разговоре с «Известиями» один из местных трейдеров, «им бы хватило лет на двенадцать». Для сравнения: «Роснефть», у которой тоже есть розница в Белоруссии, поставила за тот же период около 360 т топлива. Весьма крупные объемы бензина — более 28 тыс. т — отправил в этом году в Белоруссию и «Лукойл», что намного превышает потребности розничной сети, которую компания имеет на территории республики.

Трейдеры объясняют возросшие поставки на белорусское направление рыночной конъюнктурой. Цена литра высокооктанового бензина в Минске составляет $0,58, в то время как в Москве — $0,57. В пересчете на тонну и за вычетом маржи розницы и оптовиков разница меньше $10. По словам трейдеров, вряд ли кто-то повезет такие объемы за такие деньги. Другое дело, что на заправках Киева литр стоит $0,77–$0,80, а в Варшаве — $1,1. Другими словами, значительная часть российского топлива уходит на Украину и в Европу, причем, поскольку Белоруссия входит в Таможенный союз, поставки туда не облагаются экспортной пошлиной и с них не взимается акциз.

Российские власти беспокоят не только фискальные потери от возможного «серого экспорта». Глава ВНИПИ нефти Владимир Капустин отметил, что хотя сегодня в России нет дефицита бензина, правительство должно следить и за балансом, и за наполняемостью бюджета. А в последнее время немало российского топлива уходит за пределы Таможенного союза именно с территории Белоруссии как местный бензин. На заседании правительственной комиссии по ТЭКу в четверг вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Минфину, Федеральной таможенной службе (ФТС) доложить о причинах резкого увеличения поставок нефтепродуктов в Белоруссию дочерними предприятиями «Татнефти» и «Газпрома».

Три года назад между Россией и Белоруссией уже возникали серьезные разногласия по поводу реэкспорта — республика продавала за границу российские нефтепродукты под видом «растворителей» и «разбавителей». Объем поставок топлив с «растворителями» тогда достиг крупного индустриального размаха. Только на Украину в январе–августе 2012 года было поставлено на миллион тонн больше «белорусского» топлива, чем за тот же период годом ранее. Потери российского бюджета оценивали в $1,5 млрд.

Как рассказали источники «Известий» в Минске, с позицией Москвы связан мартовский арест одного из белорусских «олигархов», некогда президентского фаворита Юрия Чижа, основателя компаний «Трайпл» и «Нефтехимтрейдинг» — активных участников давальческих схем переработки российской нефти на белорусских НПЗ, а также поставщика топлива на экспорт на Украину и за пределы СНГ. КГБ Белоруссии подтвердил его арест 11 марта.

Судя по всему, схемы «серого экспорта» бизнесмену были не в новинку — еще в 2012 году «Трайпл» активно участвовала в бизнесе «растворителей». Интересно, что поводом для ареста, по словам главы КГБ Белоруссии Валерия Вакульчика, служат якобы некие сведения, предоставленные заместителем Чижа Владимиром Япинцевым, арестованным еще в августе прошлого года по заявлению самого Юрия Чижа (тот обвинил зама в финансовых махинациях). «Арест связан с давлением Москвы, удивленной объемами бензина, которые начали уходить в Белоруссию, — утверждает один из нефтетрейдеров.   — Показательное наказание одного из наиболее активных возможных участников «серых схем» станет для других наглядным примером».

Не исключена также и политическая подоплека. Крупные партии бензина пошли в Белоруссию с октября прошлого года, вскоре после того, как Москва в сентябре ввела запрет на поставки, которые могут быть использованы Украиной в конфликте с Донбассом. «Трайпл» была очень активна именно на украинском направлении. Трейдеры отмечают, что компания брала кредиты под поставки нефтепродуктов на Украину. В прошлом году белорусские поставщики продали на украинский рынок 1,4 млн т бензина.

Комментарии
Прямой эфир