Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Британских математиков начали готовить по советскому образцу

Лондон изучает опыт спецшкол СССР, от которого хотят отказаться в России
0
Британских математиков начали готовить по советскому образцу
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство Великобритании проводит эксперимент по созданию специализированных математических школ при вузах для одаренных детей. Пока таких заведения два — при лондонском Королевском колледже и Эксетерском университете. Остальные университеты пока не спешат с нововведениями, предпочитая  ознакомиться сначала с результатами коллег. Впрочем, у последних успехи весьма впечатляющие: выпускники демонстрируют хорошие знания на экзаменах, а доля учащихся, получивших приглашения из Оксфорда и Кембриджа, выше, чем где бы то ни было.

С идеей создания специализированных школ активно выступает профессор Королевского колледжа, член палаты лордов и консультант правительства Соединенного Королевства баронесса Элисон Вульф (Baroness Wolf of Dulwich).

В эксклюзивном интервью «Известиям» профессор призналась, что ее вдохновляет советский и российский опыт, насчитывающий уже более 50 лет. Первая математическая школа появилась в Москве в 1963 году с подачи великого математика академика Андрея Колмогорова.

— У нас была традиция специального образования в некоторых областях, но в основном у нас обычные средние школы. И мы всё больше чувствуем, что нужно увеличивать долю специального образования, особенно в последних двух классах школы. Такая практика есть в музыке, до известной степени в спорте, но не в математике. Мы узнали, что у вас это очень сильно развито благодаря колмогоровским школам. И я нахожу это замечательным, — говорит баронесса Вульф.

По ее словам, на кафедре математики Королевского колледжа много преподавателей и профессоров, получивших российское образование. Двое из них заканчивали ленинградскую математическую школу. И их рассказы очень вдохновили английских коллег.

Сейчас правительство Соединенного Королевства уделяет всё большее внимания развитию математического образования.

— У нас есть хорошие математики, есть большой спрос на математику, все знают, что человек с хорошей математической подготовкой зарабатывает больше, — говорит профессор Вульф.

Она призналась, что первым эту тему поднял один из высокопоставленных чиновников правительства, а она, присоединившись к ней, придала этому «академическую респектабельность».

При этом баронесса подчеркнула, что в Лондоне не поддерживают идею о необходимости полностью разделить детей в школах по специальностям: считается, что делать это надо не раньше чем с 15 лет. В этом возрасте и начинают проявлять себя особые таланты, и ему нужно помочь в получении специализированных знаний.

Еще одним важным фактором, который учитывают британские политические и научные лидеры, является социализация талантливых подростков — в спецшколах они находятся в своем кругу. В обычной школе таких людей будет 1–2.

— В последних двух классах школы необходимо иметь специализацию, — говорит профессор Вульф. — В идеальном мире у вас были бы чудесные обычные школы, в которых было бы чудесное преподавание по всем предметам. Но реальность такова, что у нас просто нет достаточного количества учителей для этого, и я не уверена, что когда-нибудь будет. 

В России, опыт который изучают сейчас в Великобритании, с этими словами согласны далеко не все чиновники.

— Один из руководителей московского образования объяснял директорам знаменитых московских школ, что специализированных школ вообще по идее быть не должно — в одной и той же школе один школьник должен играть на трубе, другой играть в футбол, а третий должен заниматься математикой, — рассказал «Известиям» Кирилл Семенов, директор Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) имени Колмогорова при МГУ — старейшей математической школы страны.

Первые специализированные физико-математические школы были созданы в Москве и Новосибирске, затем появились школы в Ленинграде, в Киеве и Алма-Ате, а перед самим распадом СССР были организованы школы в Минске и Свердловске.

Идея создания этих школ принадлежит академикам Колмогорову, ректору МГУ Ивану Петровскому, президенту Академии наук СССР Мстиславу Келдышу. И уже тогда создание специализированных физико-математических школ сопровождалось жаркими спорами.

Среди противников нововведения был академик Петр Капица, выступивший в 1970 году с критикой идеи создания специализированных школ. Между ним и академиком Колмогоровым велась публичная полемика, позднее опубликованная.

— Но опыт создания спецшкол в конце концов был признан позитивным, и не так давно даже был открыт Физико-технический лицей, носящий имя академика Петра Капицы, — того самого, который 46 лет назад возражал против самой идеи спецшкол, — такая вот ирония судьбы, — рассказывает Кирилл Семенов.

По его словам, наукой надо заниматься, пока человек еще достаточно молод. Объем знаний постоянно растет, и передовой край науки «убегает всё дальше от школьной парты».

— Чтобы в разумно молодом возрасте выйти на передовой рубеж науки, будущему ученому разумно начинать входить в науку как можно раньше, — убежден Семенов. — Спецшколы должны обеспечить этот ранний старт в науке. Видимо, это дошло и до британцев и они решили внедрить у себя советский опыт.

Интересно при этом, что собственно британская научная школа считается передовой и сотрудники университетов Соединенного Королевства достигают больших успехов в самых разных областях фундаментальной науки. Накануне стало известно, что британец Эндрю Уайлс был объявлен лауреатом Абелевской премии за доказательство теоремы Ферма.

Однако успехи школьного образования в Великобритании, если оставить в стороне закрытые частные заведения, относительно скромны.

Борис Давидович, замдиректора 57-й школы, одной из самых известных матшкол столицы, полагает, что это напрямую связано с политикой унификации британского среднего образования.

— Несколько лет назад я был в Англии и в Шотландии в командировке, встречался с чиновниками от образования, и они говорили, что ни в коем случае нельзя собирать отдельно одаренных детей, — рассказывает он «Известиям». — Если в школе обнаруживался одаренный ребенок, ему об этом объявляли публично, на него выделялись деньги, и он оставался в этой школе. Идея в том, чтобы ребенок оставался в классе и тянул остальных.

Комментарии
Прямой эфир