Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин назвал рост доходов граждан России задачей всей страны
Мир
В Иране заявили о выявлении дислокации всех ядерных объектов Израиля
Мир
США обучили на полигонах в Германии более 17 тыс. солдат ВСУ
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Политика
Путин поддержал выдвижение Аксенова на новый срок в качестве главы Крыма
Мир
Командир ВВС США сообщил об опасности нахождения американских военных в Нигере
Мир
Представитель Израиля снял наушник во время речи палестинского коллеги на СБ ООН
Мир
В МАГАТЭ подтвердили планы Гросси снова посетить Россию
Мир
Политолог из США заявил о коррупции на фоне законопроекта о помощи Украине
Мир
В Норвегии заявили об отсутствии планов по размещению у себя контингента НАТО
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Общество
В Крыму задержаны 12 членов неонацистской структуры «Белая масть»
Общество
Уровень воды в Тоболе на ряде участков превысил максимум 1994 года
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Мир
Китай выступил против размещения США баллистических ракет в АТР
Политика
Захарова отреагировала на угрозу командующего ВС Эстонии «разнести» города РФ

Лично и лирично

Эрмитаж и Лувр как сакральные пространства в творчестве Александра Сокурова
0
Лично и лирично
Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сравнение «Франкофонии» с «Русским ковчегом», само собой, напрашивается. Тот фильм был посвящен Эрмитажу, этот — Лувру. Эрмитаж возникал как сакральное пространство, в котором зритель путешествовал по эпохам России, а во «Франкофонии» режиссер говорит о спасении ценностей Лувра в период гитлеровской оккупации, позволяя увидеть музей как мировую дарохранительницу.

Рассказ о том, как действовали директор Лувра Жак Жожар (Луи-До де Ланкесэ) и подданный рейха граф Меттерних (Беньямин Утцерат), периодически прерывается разговором по скайпу: сам Сокуров, сидя в домашнем кабинете, поддерживает диалог с другом, неким капитаном Дерком. Капитан ведет корабль, нагруженный произведениями искусства, через бушующее море, и это, конечно, понимается метафорически. Можно ли в стремлении сохранить вечные ценности культуры рисковать жизнью человеческой?

Но если полуторачасовой «Русский ковчег» был снят без единого монтажного разрыва, войдя в историю кино уже за это, то во «Франкофонии» применена техника коллажа. Режиссер пускает в ход игровые и документальные кадры, а также игровые, замаскированные под документальные; а еще — фотографии, карты, анимированные графики, нарочито неряшливую скайп-запись.

Снимая фильм-лекцию, Сокуров далеко не без иронии обращается к распространенному сегодня «просветительскому» жанру. При этом режиссер не только не дает рецептов и готовых ответов, но и к вопросам он скорее подводит, чем ясно их задает.

Лично и лирично

Удивительно, как кино без напряженного внешнего сюжета может удерживать внимание зрителя полтора часа. Удивительно, сколько добродушного юмора и чувства легкости может быть в фильме, затрагивающем столь серьезные проблемы.

Находясь в «святая святых» Франции, Сокуров с помощью Брюно Дельбоннеля (оператор с мировым именем, неоднократный номинант на «Оскар») едко монтирует бегающего по луврским залам самовлюбленного Наполеона (Венсан Немет) с его помпезными изображениями на полотнах. Рядом с императором — сама Марианна (Джоанна Кортальс Альтс), символ Франции, сухопарая дама, со смешной настойчивостью повторяющая: «Свобода, равенство, братство».

Историк по первому образованию, Сокуров как бы не претендует на строгий анализ и объективность. «Франкофония» — высказывание подчеркнуто субъективное, очень личное, лиричное и доверительное.

Лично и лирично

Комментарии
Прямой эфир