Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ уничтожили более 110 объектов ВСУ за неделю
Мир
Глава ФРС Пауэлл сообщил об угрозах уголовного обвинения со стороны минюста США
Мир
Reuters сообщило о призыве властей Ирана к переговорам с США по ядерной программе
Происшествия
Жители Хабаровска остались без отопления и горячей воды
Мир
На Западе сообщили о критической ситуации в сфере энергетики в Киеве
Мир
Reuters сообщило об увеличении числа погибших в Иране до 538 человек
Армия
В РФ начали разработку аналога «Ланцета» для применения в паре с «Князем Вандалом»
Мир
В парламенте Чехии потребуют отставки осудившего поставки оружия Киеву депутата
Общество
В Москве женщина получила штраф за голосовое сообщение с оскорблениями
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» группировки войск «Центр» ударил по позициям формирований ВСУ
Мир
В США грузовик врезался в толпу митингующих в поддержку протестов в Иране
Мир
Трамп опубликовал скриншот с приписанной ему должностью главы Венесуэлы
Общество
Налоговые поступления от туротрасли Приморья выросли почти на 19%
Мир
Посол МИД Мирошник рассказал о гибели 130 мирных жителей в Селидово
Мир
В Европарламенте оценили перспективы диалога Брюсселя и Москвы
Мир
Трамп пошутил насчет обороноспособности Гренландии
Наука и техника
Отказ от курения вдвое эффективнее современной противораковой терапии

Китай теснит Россию в Центральной Азии

Создаваемый под эгидой Китая альянс Афганистана, Пакистана и Таджикистана станет альтернативой ОДКБ в регионе
0
Китай теснит Россию в Центральной Азии
Фото: REUTERS/Omar Sobhani
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Создание политического альянса Афганистана, Пакистана и Таджикистана под патронатом Китая стало одной из тем переговоров между спецпредставителем президента РФ по Афганистану Замиром Кабуловым и спецпредставителем по Афганистану МИД КНР Дэн Сицзюнем, прошедших 15 марта в Москве.

Как сообщил «Известиям» сам Кабулов, основной темой переговоров стала обстановка в Афганистане, исходящие оттуда угрозы и вызовы интересам России и Китая и сотрудничество двух стран в этой связи без привязки к принципиально новому стратегическому партнерству «четверки» — Пекина, Исламабада, Душанбе и Кабула.

— Обсуждался недавний визит в Кабул начальника генштаба китайской армии, который обещал 300 млн юаней на укрепление вооруженных сил и полиции. У нас есть свои отношения с Кабулом, мы также оказали содействие.

По словам Кабулова, говорили на встрече и об экономической составляющей, ведь китайцы уже инвестируют в разные проекты на афганской территории.

— Мы договорились подумать над возможностью совместного участия в каких-то общих проектах на территории Афганистана, но без конкретики, — сообщил спецпредставитель президента.

В то же время сотрудничество «четверки» по созданию новой системы безопасности в регионе также было затронуто. По словам Кабулова, «это позитивное движение».

— Речь идет лишь о контроле границ, пресечении инфильтрации террористов. Это не означает, что КНР намерена использовать вооруженные силы, — сказал Кабулов. — Нам незачем присоединяться. У нас свои планы в рамках ОДКБ. Тем более мы с Китаем в рамках ШОС эти темы обсуждаем.

В Москве понимают озабоченность Китая ситуацией в Афганистане — КНР беспокоит стабильность в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где действуют боевики-сепаратисты. Этим и объясняется такой набор стран для сотрудничества.

В Душанбе ранее прошли переговоры начальников генштабов Китая, Таджикистана и Пакистана. После чего начальник генштаба Народно-освободительной армии Китая генерал-полковник Фан Фэнхуэй 2 марта прибыл в Кабул, где, помимо политического взаимодействия и координации действий правоохранителей, речь шла и о формировании договорно-правовой базы между Пекином, Исламабадом, Душанбе и Кабулом по обеспечению безопасности в регионе.

По словам эксперта Центра изучения современного Афганистана Андрея Серенко, для России — неприятная история, потому что Москва не участвует в переговорном процессе.

— В новый альянс безопасности, помимо Пакистана и Афганистана, Китай включает Таджикистан, который Россия до последнего времени рассматривала как часть своей зоны влияния. Именно здесь мы и видим первую точку непонимания между Пекином и Москвой, — считает Серенко. — Увлечение России Украиной, Ближним Востоком привело к тому, что мы утрачиваем позиции в Центральной Азии. Получается, что при создании такого «центральноазиатского НАТО» под китайским зонтиком Россия может оказаться чужой.

Набор стран, выбранных Пекином, понятен — пакистанцы контролируют пуштунов и Талибан, а Северный альянс, находящийся в провинции северного Афганистана и населенный узбеками и таджиками, ориентируется на Таджикистан.

Как отметил эксперт, Москва и Пекин являются конкурентами в борьбе за влияние в Центральной Азии уже не первый год. Москва пытается в этой борьбе использовать политические рычаги, строя Евразийский союз, ОДКБ. Китай же проникает в регион с помощью капитала, инвестиционных и инфраструктурных проектов.

— Этот пул государств — Афганистан, Таджикистан, Китай и Пакистан — принципиально новая региональная конструкция, которая будет притягивать к себе и другие страны Центральной Азии, возможно Узбекистан и Туркменистан. То есть Пекин выстраивает альтернативную ОДКБ систему безопасности в регионе без участия России. Если Москва не присоединится к этому проекту, то это станет самым красноречивым знаком того, что Китай не видит Россию в качестве союзника в Центральной Азии, — отметил эксперт.

При этом Москва однозначно потеряет контроль над Таджикистаном. По словам политолога, в Таджикистане китайцы контролируют серьезные месторождения золота, плюс в таджикской оппозиции говорят, что президент страны Эмомали Рахмон продал Пекину значительные участки таджикской территории. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир