Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Посол РФ Антонов призвал США доказать приверженность неразмещению оружия в космосе
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Общество
Адвокат подтвердил арест счетов экс-замминистра обороны РФ Иванова
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Китай теснит Россию в Центральной Азии

Создаваемый под эгидой Китая альянс Афганистана, Пакистана и Таджикистана станет альтернативой ОДКБ в регионе
0
Китай теснит Россию в Центральной Азии
Фото: REUTERS/Omar Sobhani
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Создание политического альянса Афганистана, Пакистана и Таджикистана под патронатом Китая стало одной из тем переговоров между спецпредставителем президента РФ по Афганистану Замиром Кабуловым и спецпредставителем по Афганистану МИД КНР Дэн Сицзюнем, прошедших 15 марта в Москве.

Как сообщил «Известиям» сам Кабулов, основной темой переговоров стала обстановка в Афганистане, исходящие оттуда угрозы и вызовы интересам России и Китая и сотрудничество двух стран в этой связи без привязки к принципиально новому стратегическому партнерству «четверки» — Пекина, Исламабада, Душанбе и Кабула.

— Обсуждался недавний визит в Кабул начальника генштаба китайской армии, который обещал 300 млн юаней на укрепление вооруженных сил и полиции. У нас есть свои отношения с Кабулом, мы также оказали содействие.

По словам Кабулова, говорили на встрече и об экономической составляющей, ведь китайцы уже инвестируют в разные проекты на афганской территории.

— Мы договорились подумать над возможностью совместного участия в каких-то общих проектах на территории Афганистана, но без конкретики, — сообщил спецпредставитель президента.

В то же время сотрудничество «четверки» по созданию новой системы безопасности в регионе также было затронуто. По словам Кабулова, «это позитивное движение».

— Речь идет лишь о контроле границ, пресечении инфильтрации террористов. Это не означает, что КНР намерена использовать вооруженные силы, — сказал Кабулов. — Нам незачем присоединяться. У нас свои планы в рамках ОДКБ. Тем более мы с Китаем в рамках ШОС эти темы обсуждаем.

В Москве понимают озабоченность Китая ситуацией в Афганистане — КНР беспокоит стабильность в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где действуют боевики-сепаратисты. Этим и объясняется такой набор стран для сотрудничества.

В Душанбе ранее прошли переговоры начальников генштабов Китая, Таджикистана и Пакистана. После чего начальник генштаба Народно-освободительной армии Китая генерал-полковник Фан Фэнхуэй 2 марта прибыл в Кабул, где, помимо политического взаимодействия и координации действий правоохранителей, речь шла и о формировании договорно-правовой базы между Пекином, Исламабадом, Душанбе и Кабулом по обеспечению безопасности в регионе.

По словам эксперта Центра изучения современного Афганистана Андрея Серенко, для России — неприятная история, потому что Москва не участвует в переговорном процессе.

— В новый альянс безопасности, помимо Пакистана и Афганистана, Китай включает Таджикистан, который Россия до последнего времени рассматривала как часть своей зоны влияния. Именно здесь мы и видим первую точку непонимания между Пекином и Москвой, — считает Серенко. — Увлечение России Украиной, Ближним Востоком привело к тому, что мы утрачиваем позиции в Центральной Азии. Получается, что при создании такого «центральноазиатского НАТО» под китайским зонтиком Россия может оказаться чужой.

Набор стран, выбранных Пекином, понятен — пакистанцы контролируют пуштунов и Талибан, а Северный альянс, находящийся в провинции северного Афганистана и населенный узбеками и таджиками, ориентируется на Таджикистан.

Как отметил эксперт, Москва и Пекин являются конкурентами в борьбе за влияние в Центральной Азии уже не первый год. Москва пытается в этой борьбе использовать политические рычаги, строя Евразийский союз, ОДКБ. Китай же проникает в регион с помощью капитала, инвестиционных и инфраструктурных проектов.

— Этот пул государств — Афганистан, Таджикистан, Китай и Пакистан — принципиально новая региональная конструкция, которая будет притягивать к себе и другие страны Центральной Азии, возможно Узбекистан и Туркменистан. То есть Пекин выстраивает альтернативную ОДКБ систему безопасности в регионе без участия России. Если Москва не присоединится к этому проекту, то это станет самым красноречивым знаком того, что Китай не видит Россию в качестве союзника в Центральной Азии, — отметил эксперт.

При этом Москва однозначно потеряет контроль над Таджикистаном. По словам политолога, в Таджикистане китайцы контролируют серьезные месторождения золота, плюс в таджикской оппозиции говорят, что президент страны Эмомали Рахмон продал Пекину значительные участки таджикской территории. 

Комментарии
Прямой эфир