Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД РФ заявили о готовности продолжать работу в Арктическом совете
Экономика
Самозанятые уплатили налогов на 100 млрд в 2024 году
Общество
В Госдуму внесен законопроект об уточнении понятия «отпуск»
Спорт
ХК «Авангард» волевым усилием победил «Салават» со счетом 3:2 в матче КХЛ
Экономика
В Минэке исключили учащение дробления бизнеса из-за донастройки налоговой системы
Мир
Губернатор назвал пожары в Калифорнии крупнейшим природным бедствием США
Общество
Летевшие в Санкт-Петербург 33 самолета ушли на запасные аэродромы из-за непогоды
Армия
Экипажи истребителей Су-35С выполнили прикрытие ВКС в Курской области
Мир
Министр обороны Польши заявил об усталости поляков от украинцев в дорогих отелях
Мир
Белый дом заявил о необходимости гарантий безопасности при соглашении по Украине
Экономика
В Минэке не увидели предпосылок для повышения порога доходов для самозанятых
Мир
Вучич предложил провести переговоры Путина и Трампа в Сербии
Общество
Глава комитета Госдумы спрогнозировал постепенный отказ России от ЕГЭ
Экономика
Льготное кредитование бизнеса по программе «1764» сократится в пять раз
Мир
В МИД РФ рассказали о сохранении горячих линий с НАТО
Армия
ВС РФ уничтожили терминал Starlink в Харьковской области с помощью дрона
Мир
Еврокомиссар по вопросам равенства посетила Украину с необъявленным визитом
Мир
На Украине связали отмену визита Келлога в Киев с выступлениями Зеленского

ЕС: пять принципов бездействия

Политолог Юрий Солозобов — о пяти принципах Европейского союза в отношениях с Россией
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Министры иностранных дел ЕС обозначили пять принципов в отношениях с Россией. По сути, это набор благих пожеланий для оправдания бездействия и бессмыслия европейской дипломатии.

За два последних года отношения между Россией и Евросоюзом зашли в очевидный тупик. После событий на Украине и взаимной войны санкций уже невозможно делать вид, что стратегическое партнерство РФ и ЕС идет полным ходом. Увяли разговоры о неких «общих пространствах», долго заполнявшие пустоты в чиновных речах. Смолкли дежурные тосты о «большой Европе до Владивостока». Миграционный кризис похоронил и вечно живую тему о «скорой отмене виз и грядущей ассоциации с ЕС». В вопросах безопасности мы откатились на рубежи холодной войны.

Скоро стало ясно, что у европейских лидеров нет никакого общего видения отношений с Россией. Одни, как Германия, Польша и Прибалтика, стоят за войну до победного конца. Другие не хотят воевать  за украинских националистов до последнего европейца. Из общего достояния есть только взаимно обременительные санкции, но и они не могут быть продлены автоматически. Главы МИД Италии и Венгрии уже выступили против такой перспективы. Внутри Евросоюза нарастает раскол как по российскому вопросу, так и по внутренним темам: от пугающего вала миграции, экономического и политического неравенства ее членов до унизительной зависимости от США в торговле и безопасности.

Понятно, что без тесного взаимодействия с Москвой многие европейские проблемы не решить. Спасти положение могла бы долгосрочная стратегия взаимодействия с Москвой в новых условиях. Ожидалось, что ее выработкой и должны были заняться вчера в Брюсселе. Но гора из 28 европейских глав МИДов родила лишь небольшую мышь с пятью оттенками серого.

Посмотрим, чем собираются руководствоваться еврочиновники в отношениях с Россией.

Первый принцип гласит, что полная реализация Минских соглашений является условием для любых изменений в отношениях с Москвой. Тут сразу вспоминается исторический анекдот о наполеоновском маршале, так объяснявшем свое поражение: «Сир, на это есть пять причин: во-первых, у нас нет пороха...» Наполеон тут же прервал доклад: «Не надо перечислять, этого довольно!»

И действительно, этого достаточно. Минские соглашение недаром называют в Брюсселе «победой европейской дипломатии». Они написаны так хитро, что заведомо невыполнимы. Например, Киев не собирается проводить обещанную конституционную реформу. Зато ЕС и США дружным хором кричат, что в срыве договоренностей  полностью виновата Россия. Хотя непонятно, каким образом Москве удается не выполнять Минские соглашения. Ведь в их тексте нет ни одного российского обязательства. Но такие мелочи никого в Брюсселе не волнуют: главное, что всегда есть повод для придирки.

Второй принцип — укрепление отношений ЕС с восточными партнерами. Напомним, была такая программа «Восточное партнерство». Она объединяла Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, Армению и Азербайджан. Предполагалось ассоциировать страны балто-черноморского кордона экономически и политически с ЕС, но этот план закончился полным провалом.  

Часть стран партнерства просто рассыпалась: от Грузии откололись Южная Осетия и Абхазия. Нечто подобное ранее случилось с Молдавией, там возникли проблемы Приднестровья и Гагаузии. Потом с похожей проблемой столкнулась Украина. Приведу аналогию из астрономии. Когда небесное тело выходит из зоны тяготения одной планеты и входит в зону другой, то оно, как правило, разрушается. И вот так и случилось со многими странами Восточного партнерства.

Хотя эти страны формально вышли из зоны интересов России, но в НАТО, как государства, имеющие территориальные споры, вступить не могут. Экономически они заметно ослабли и могут подписать лишь неравноправный договор об ассоциации с ЕС — по принципу «колонизация без интеграции». Видя такой печальный исход, Азербайджан пошел своим путем. Армения после колебаний решила войти в Евразийский союз. 

Очевидно, что продолжение порочных практик «Восточного партнерства» способно обратить буферные страны между РФ и ЕС в геополитическую щебенку. На восточных границах Европы будет продолжать искрить. Усиление натовского контингента на востоке  способно повысить только риск случайного конфликта в Европе, но никак не стратегическую безопасность. Так что с обещанным третьим принципом — «укрепление устойчивости ЕС» — придется также повременить.

Четвертый принцип гласит, что «любое взаимодействие с РФ должно руководствоваться интересами ЕС». Что ж, в отношении европейского эгоизма у Москвы иллюзий давно нет.  В начале нулевых предполагалось, что в обмен на российские энергоресурсы европейцы пустят «Газпром» в Европу. А потом и другие крупные российские госкомпании образуют симбиозы с европейскими концернами. Ничего путного из этой затеи не вышло. Ответ Брюсселя выразился в политике энергетического сдерживания и формировании «третьего энергопакета». Однако сложная судьба проекта «Нордстрим-2», где интересы крупного бизнеса постепенно побеждают политическую риторику, демонстрирует отсутствие единства и общности интересов в ЕС.

И, наконец, пятый принцип говорит о необходимости «поддержки гражданского общества в РФ и установления связей между людьми в ЕС и РФ». Этот сценарий мы уже видели в соседней Беларуси. Тогда режим европейских санкции в отношении Минска органично дополнялся визовой свободой для молодежи и поддержкой антигосударственных НПО. Всё вылилось в попытку бунта на президентских выборах, но закончилось арестами и посадками. Через некоторое время бессмысленные санкции против Лукашенко тихо сняли. Видимо, таким путем должна пройти и Россия.

Если кратко, то суть пяти принципов — сохранить без изменений сложившуюся ситуацию на ближайшее время. По крайней мере, на период до 2017 года. Тогда в ЕС пройдут выборы в ведущих странах Европы — Германии и Франции. В Брюсселе пока есть надежда, что вдруг и в самой России к тому времени что-то переменится. В своих беседах европейские дипломаты постоянно намекают, что экономическое давление на Россию рано или поздно приведет к внутриэлитным подвижкам. И эта инфантильная надежда, что всё в Европе устроится само собой, объединяет пять принципов воедино.

Сегодня Москва окончательно уверилась в мысли, что ей не надо любой ценой «похищать Европу» и ждать милостей от Брюсселя. Нам следует предлагать свою концепцию равноправных отношений с ЕС как новый формат ценностного и цивилизационного союза во всей континентальной Евразии.

Автор — директор по международным программам Института национальной стратегии

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир