Мусульманская коалиция демонстрирует силу

В Саудовской Аравии завершились одни из самых масштабных со времен операции «Буря в пустыне» учения под названием «Северный гром». В них задействовали более 350 тыс. военнослужащих, 20 тыс. танков и 2,5 тыс. самолетов. Учения проводили подразделения из двадцати мусульманских стран Северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Финалом маневров стал торжественный парад на авиабазе королевских ВВС Саудовской Аравии «Король Салан». За демонстрацией мощи новой панарабской коалиции наблюдал военный корреспондент «Известий» — единственной российской газеты, приглашенной на это мероприятие.
Генерал-майор Фахад Альмутаир, командующий войсками Северного региона, а сейчас еще и всеми учениями, рубит руками воздух, словно дирижер большого оркестра, отрывисто и четко произнося короткие фразы. Не зная арабского, сложно понять, о чем говорит генерал. Но видя перед собой огромное бетонное поле, заполненное войсками, танками, артиллерийскими установками, комплексами ПВО и машинами радиотехнической разведки, будто бы улавливаешь общий смысл: «объединение перед общей угрозой», «мусульманское братство», «необходимость действий». Очередной резкий и жесткий по звуку пассаж, и то ли кажется, то ли действительно слышится слово «Русия». Или послышалось? Нет, снова «Русия», точно про нас.
Отношения Москвы и Эр-Рияда далеко не безоблачные. Виной тому Сирия, где мы вопреки позиции Саудовской Аравии и Турции защищаем законного президента. Эр-Рияд и Анкара формируют свою коалицию если не для свержения неугодного лидера-соседа, то уж точно не для его поддержки. Серьезность намерений новой коалиции были призваны показать учения «Северный гром». Прошли они на северо-западе Саудовской Аравии в непосредственной близости от границ Сирии и Ирака с 26 февраля по 10 марта. Маневры стали наиболее масштабными в истории Ближнего Востока как по количеству участников, число которых достигло 20 азиатских и африканских стран, так и по разнообразию видов войск, которые включали артиллерийские и бронетанковые подразделения, пехоту, ВВС, ПВО и ВМС. И теперь вся эта армада готова пройти торжественным маршем.
Отвлекаюсь от громких слов военачальника на приунывших в тени бэтээра саудовских солдат. Это инженерное подразделение, готовое прийти на помощь заглохшей технике на параде. Подхожу, начинаю фотографировать. Обращают внимание, спрашивают что-то по-арабски. Пытаюсь ответить на английском — не понимают. Наконец вымучивают сообща вопрос: откуда я?
— Из России.
— России? — На лицах удивление, но не от того, что увидели «русского» у себя в части, а скорее от незнания того места, о котором я говорю. Тут подходит командир и требует прекратить съемку. Уже за моей спиной какая-то словесная перепалка, и догнавший меня солдат жестами просит стереть фотографию со своим портретом.
В это время начинается сам парад, оказывается, это неспешный восточный марш военных колон, порой еле передвигающих ноги. За колоннами обычных частей бегут спецназовцы. Первыми под «зеленым знаменем» бегут саудиты, скандируя речевки, за ними турецкий спецназ с не менее грозными выкриками. Понять, кто третьи, невозможно — они чернокожие, лица раскрашены, солдаты больше похожи на демонов, чем на людей. Еще и кричат, размахивая при этом руками.
Следом за спецназом выходит техника. По полю авиабазы «Король Салан» идут американские «Абрамсы», которые сменяются бронетранспортерами «Бредли», колонны «Хаммеров» — французскими бронетранспортерами, следом ползут зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот». На джипах неизвестной породы проехали противотанковые «Джевелины». Сменяясь ряд за рядом, грохочет техника американская, английская, французская, и вдруг появляется несколько рядов наших БМП-3. Судя по флажкам на башнях, они из Объединенных Арабских Эмиратов.
— Ведь эти учения по сути подготовка к вторжению в Сирию — это я пытаюсь вывести на чистую воду советника министра обороны Саудовской Аравии бригадного генерала Ахмеда Асири.
— Наши учения были направлены на отработку взаимодействия специальных подразделений армий, — как ни в чем не бывало отвечает Асири на приличном английском.
Саудовская Аравия 5 февраля заявила о готовности отправить свои войска для участия в наземной операции в Сирии. При этом саудиты предполагают координировать усилия с Турцией. В ходе учений «Северный гром» саудовские ВВС были переброшены на турецкую авиабазу Инджирлик. Как уточнил Асири, это делали «для отработки атак позиций боевиков ДАИШ (ИГИЛ, запрещена в России) на территории Сирии и Ирака, имея в виду возможность совершать вылеты с территории Турции».
— Саудовская Аравия войдет на территорию Сирии только в составе международной коалиции, — говорит Асири. — Как только США ее создадут для проведения наземной операции, мы будем первыми, кто войдет в Сирию.
В словах Асири сквозила гордость. Саудовцы дают нам понять, что они больше не хотят считаться просто страной, они — лидеры альянса. Который собрал большую армию и позвал нас посмотреть ее мощь. Но пока в альянсе не хватает главного игрока, армия обещает тренироваться по эту сторону сирийской границы.