Допинговый скандал: политика и экономика
Допинговый скандал с российскими спортсменами вышел на новый виток. После прошлогодней атаки на легкоатлетов сейчас удар пришелся по представителям тенниса и зимних видов спорта. На этот раз под запрет попал мельдоний (милдронат). Средство было запрещено только 1 января 2016 года. До этого времени препарат был разрешен. Почему спустя десятилетия после начала использования мельдоний попал в списки запрещенных средств? Кто инициировал атаку на российскую сборную? И при чем здесь чемпионат мира по футболу?
Есть две причины активизации антидопинговой атаки на отечественных атлетов.
Первая — экономическая.
Фармакология массового спорта и связанного спорта высоких достижений — это многомиллиардный рынок. Традиционно страны Восточной Европы использовали мельдоний. Сам препарат был разработан в Институте органического синтеза Академии наук Латвийской ССР, а его фактическое применение для восстановления началось с 1984 года. Основной производитель средства Grindeks расположен в Риге и поставляет продукцию в Прибалтику и Россию. У нас также есть локализации препарата. Долгое время Grindeks пытался выйти на наиболее капиталоемкий рынок США, но столкнулся с жестким давлением американских компаний.
Причина проста — основным конкурентом мельдония оставались американские препараты. Со временем они перешли в сегмент БАДов (биологически активных добавок). Наиболее сильные позиции оказались у препаратов, содержащих левокарнитин (L-карнитин). Последний был открыт еще в начале прошлого века, однако массово стал использоваться только в 1980-х. Левокарнитин до сих пор используется в большинстве американских спортивных ассоциаций для восстановления. Однако в отличие от мельдония к запрещенным в США отнесен не был. Вопрос — почему?
Исследования по двум препаратам проводились в ЕС. Мельдоний тестировался в Германии (Кельнская лаборатория), а левокарнитин — в Швейцарии (недалеко от лаборатории Всемирного антидемпингового агентства). Основанием для включения мельдония в список запрещенных препаратов стали его восстановительные свойства и распространенность. По данным исследования в Кельнской лаборатории, мельдоний был найден в 2,2% образцов мочи всех профессиональных спортсменов, в основном представителей постсоветских государств. При этом препарат входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов РФ и активно используется в неспортивных сегментах.
Американское исследование L-карнитина, проведенное еще в 2001 году, оказалось значительно жестче кельнского. По заключению применение левокарнитина (2 г в день в течение трех недель) перед высокоинтенсивными тренировками значительно ускоряет процесс восстановления. Годом ранее аналогичное исследование было проведено в ЕС. Только интенсивность приема была меньше, чем в США: не три недели по 2 г, а пять дней по 2 г. Но даже на коротких циклах работоспособность увеличивалась более чем на 12% по сравнению с контрольной группой.
Казалось бы, левокарнитин должен был угодить в списки запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства (WADA) еще в 2000 году. Тем более что масштабы его потребления значительно превышали и превышают мельдоний, а исследования фиксируют «незаконный» рост эффективности. Но мельдоний спустя 16 лет в списки WADA попадает со сроком дисквалификации до четырех лет, а самый популярный в США модулятор... нет.
На вопрос «почему?» ответит вторая причина антидопингового скандала — политическая.
Давление на Москву началось с украинских событий в 2014 году. Тогда стартовали кадровые перестановки с участием силовых органов в ФИФА и разговоры о незаконности российского чемпионата по футболу в 2018 году. Параллельно произошла смена руководства в WADA и Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). В организации пришло ангажированное руководство. Новый глава антидопингового агентства Крейг Риди был назначен прямо перед Олимпийскими играми в Сочи. Вместе с коллегой из IAAF Себастьяном Коу он активно продвигал чемпионат мира в Лондоне, несмотря на то, что право на проведение мундиаля выиграла Россия.
А тем, кто сомневается в политической составляющей антидопинговой кампании, можно напомнить, что самым серьезным испытанием WADA с момента его учреждения стал скандал 2003 года. Только в легкой атлетике 350 положительных проб были взяты на национальном чемпионате США. Кампания стартовала также с разоблачения в СМИ, в изданиях The Orange County Register и Sports Illustrated. Национальная допинг-лаборатория (USADA), федерации США и Великобритании также обвинялись в серьезных нарушениях. Но тогда политика оказалась важнее спорта.
Сейчас ситуация повторяется. Выбор препарата WADA обусловлен исключительно политическими причинами. Последствия приема L-карнитина значительно хуже мельдония, а его эффективность значительно выше. Но сейчас пытаются поймать не атлетов, а страну.
Автор — президент Центра стратегических коммуникаций