Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Мир
Лукашенко назвал причинами конфликта на Украине национализм и хаос в экономике
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Происшествия
Мужчина пострадал при атаке беспилотника ВСУ на автомобиль в Белгородской области
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Мир
Более 40 человек пострадали при распылении слезоточивого газа в музее Гамбурга
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

А был ли сад?

Постановкой «Вишневого сада» Андрон Кончаловский завершил свою чеховскую трилогию
0
А был ли сад?
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженинаjpg
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главный герой нового спектакля — создатель «Вишневого сада» Антон Чехов. Прощальная шутка гения, как именует пьесу режиссер Андрей Кончаловский, идет под зорким оком автора. До, после и во время действия опускается на сцену экран с пожелтевшей поверхностью, имитирующей старую бумагу. Слева — фотографии Чехова. Справа — тексты писем. Скрипит перо, бегут строчки: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс... Немирович и Алексеев (Станиславский) в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы».

В отличие от великих предшественников, Кончаловский — внимательный читатель. Его спектакль — комедия, местами фарс. На долю драмы остается послевкусие. Горькое сожаление о том, что могло быть, да не случилось.

Могло, например, случиться счастье Лопахина (Виталий Кищенко) и Раневской (Юлия Высоцкая). Ермолай Алексеевич любит Любовь Андреевну «больше, чем родную». Она же не отвечает на его признания. Тема незамеченной любви так или иначе присутствует во многих интерпретациях, но здесь-то любовь как раз замеченная. Что ясно дает понять последний диалог героев.

В постановке Кончаловского эти двое не привычные антагонисты (он — за «новое», она — за «старое»), а люди с похожей душевной организацией. Прагматики и идеалисты одновременно. «Мужик» Лопахин, разудалым трепаком отмечающий удачную сделку, готовый «хватить топором» по вишневому саду, со всей искренностью рассуждает о том же саде — «роскошном, счастливом, богатом». В Раневской очаровательная взбалмошность уживается с трезвой оценкой происходящего. При известии о свершившихся торгах она стареет лет на десять, поскольку единственная из обитателей имения понимает: продажа его — крах, а надежды на новую жизнь призрачны.

Остальные персонажи цельны в своих «правдах» и предсказуемы в дальнейших действиях. Домоправительница Варя все так же будет обустраивать другое хозяйство. Симеонов-Пищик — брать взаймы и передавать приветы «от Дашеньки». Епиходов к «двадцати двум несчастьям» добавит двадцать третье. Горничная Даша в очередной раз влюбится в самодовольного болвана. Вечный студент Петя не перестанет мечтать и бездействовать.

Самый же совершенный образчик стабильности — Гаев — в превосходном исполнении Александра Домогарова. Истинный барин, превыше всего ценящий искусство жить в свое удовольствие. Потеря имения не мешает ему позаботиться об анчоусах к вечернему столу. Нет сомнений, что, став «банковским служакой» на жалованьи, он не откажет себе в дорогом вине и новом костюме.

Кстати, одежду, обувь, аксессуары, мебель, изготовленные для этого спектакля, можно выставлять в соответствующих разделах экспозиции «Русская усадьба рубежа XIX-XX веков». К деталям, которые так ценил Чехов, Кончаловский относится с подчеркнутым пиететом. Тем любопытнее, что в отношении к главной из них позиции автора и режиссера расходятся. 

В спектакле, где постоянно говорят о цветущем саде, он появляется только однажды — на финальном заднике. По календарю на дворе осень. Так, может, это не сад вовсе, а галлюцинация, подобная женщине в белом? Безмолвная героиня, которой у Чехова нет, бродит по сцене, присаживается на качели, остается с Фирсом в покинутом доме. Кто она — овеществленное видение Раневской («Посмотрите — вот мама в белом платье идет по саду...»), гений места, навязчивый призрак прошлого? К многочисленным вопросам пьесы добавляются и эти, и те, что возникают на экране.

«Ты спрашиваешь: что такое жизнь? Это все равно что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно». Чехову было 44, когда он это написал. Кончаловскому — 78, и ему, судя по спектаклю, тоже ничего не известно. Кроме одного. В жизни нет прогресса и регресса, правых и виноватых — всё относительно. Есть ежедневная рутина с большими огорчениями и маленькими радостями. Вот они-то по прошествии времени и воспринимаются счастьем. Тем самым вишневым садом, «прекраснее которого нет на свете».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением