Правительство пытается спасти всех
Премьер-министр Дмитрий Меведев утвердил план спасения российской экономики, документ опубликован на сайте правительства (http://government.ru/news/22017/).
Его приоритет — «поддержка уровня жизни и благосостояния российских граждан,
выполнение социальных обязательств государства», следует из пояснительной записки к документу.
На антикризисные меры по поддержке экономики выделено 470 млрд рублей.
Крупнейшая статья расходов — предоставление кредитов регионам (310
млрд рублей), поддержка автомобильной промышленности (88,6 млрд), а также поддержка инвалидов (около 30 млрд). На
субсидирование ипотечных кредитов правительство потратит 16,5 млрд
рублей.
В соответствии с утвержденным планом на выплаты пособий по безработице (в случае роста числа незанятых до 1,3 млн человек) из федерального бюджета выделено 5,5 млрд рублей, на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости — 3 млрд рублей, на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры 3,4 млрд.
Эксперты, опрошенные «Известиями», скептически отнеслись к содержанию плана, назвав его декларативным.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков назвал документ очень общим.
— Безусловно, пособия инвалидам, пенсионерам и безработным семьям с детьми
надо увеличивать — тут не может быть никаких сомнений. Однако
относительно профессиональной переориентации — ситуация весьма туманная, — считает директор аналитического департамента ИК «Окей Брокер» Владимир Рожанковский. — У нас сейчас в более или менее стабильном положении в
плане доходов находятся лишь производство и торговля
продуктами питания, госслужба и образование. В кого перепрофилировать «лишних» рабочих механических и машиностроительных заводов, специалистов
по курортно-оздоровительным услугам, служащих кредитно-банковской
сферы, сферы страхования, неясно.
Главный экономист Национального рейтингового агентства Максим Васин указал, что в рамках мер по экономическому стимулированию изначально формулируется политика, меры и стимулы, определяются цели и лишь затем размечается финансирование.
— То есть движение идет от общего к частному, — пояснил Васин. — В документе правительства общих целей и ориентиров не видно. Это план выделения точечных субсидий практически на все цели, которые финансируются правительством — от социальных до военных.
Представляется, что такое финансирование не будет иметь системного эффекта и ключевым образом на макроэкономической ситуации не скажется. Да, субъектам, перечисленным в документе, такое финансирование поможет. Но правительство не будет обозначать макроэкономические ориентиры для предоставления помощи как прогноз изменений после получения помощи (например, ориентиры по уменьшению безработицы, созданию новых рабочих мест, изменению ВВП, показателей по отдельным отраслям, к примеру, по автопрому), данные меры не будут давать значительных результатов. Совокупный объем финансирования, источники пока не определены до конца.
Впрочем, Рожановский не сомневается, что документ будет расширен конкретными специфическими рекомендациями.
— Представленный план действий предназначен для воздействия на наиболее значимые и проблемные сегменты российской экономики. Непосредственно социальным аспектам посвящены 11 пунктов плана, остальные мероприятия предполагают поддержку сельского хозяйства, производства транспорта, процесса импортозамещения, предоставление государственных гарантий. Стоит отметить, что из плана не исключен вопрос о дополнительной индексации пенсий, обсуждение которого переносится на июнь 2016 года. Эффективная реализация запланированных действий способна несколько скорректировать глубину экономического спада, но не приведет к какому-либо существенному улучшению экономической ситуации в текущем году, — уверена главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюк.
В феврале 2016 года международные рейтинговые агентства ухудшили прогноз по росту российского ВВП. По оценкам агентства S&P, в этом году ВВП России сократится на 1,3% (ранее говорилось о росте в 0,3%). По данным Moody's — на 2,5% (вместо роста на 0,5–1,5 %), по прогнозам Fitch — на 1% (вместо роста на 0,5%). Прогнозы Минэкономразвития более оптимистичны, чем у западных аналитиков: рост ВВП составит 0,7%, правда, при нефти в $50 за баррель. С нефтью по $40 за баррель предполагается спад экономики на 0,8%. В начале года цена нефти составляла в среднем $30 за баррель. По данным МЭР, по итогам января 2016 года рост российской экономики сократился на 2,5% в годовом исчислении после падения на 3,5% месяцем ранее. В 2015 году российская экономика сократилась на 3,7% к предыдущему году, когда рост ВВП составил 0,7%.