Презрение надо заслужить
Накануне одного из главных событий в мире кинематографа — церемонии награждения премией «Оскар» — вот уже который год в Лос-Анджелесе проходит другое, в определенном отношении не менее значимое мероприятие. Обычно за сутки до «Оскара» мир узнает о тех, кто в уходящем году достиг самых провальных результатов в искусстве кино.
Премия «Золотая малина» вручается худшим из худших.
Она не случайно вручается перед «Оскаром», потому что оттеняет его и придает пристойной премии дополнительное значение.
Например, Сильвестр Сталлоне, над котором среди пользователей Сети и вообще в популярной культуре принято потешаться, не получил в этому году «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана. Напомним, что хотя заветная статуэтка у Сталлоне есть, досталась она ему не за актерские заслуги, а за сценарные. Однако на прошлой «Золотой малине» его отметили в единственной достойной номинации — восстановление утраченной репутации. То есть «Оскар» не реабилитировал Сталлоне, но «Золотая малина» отстояла его честь и достоинство. В самом деле, не единственным же Ди Каприо жить?
Но в чем, помимо этого, значение премии? Все о ней говорят, но мало кто знает, в чем ее суть.
«Золотая малина» — довольно солидная награда, с долгой историей. Она была учреждена в США в 1980 году и с тех пор вручается ежегодно. Деятелям из мира кинематографа в качестве приза дают пластиковую малину, покрытую позолотой. Стоит этот приз недорого — под стать дешевой репутации.
Возникновение премии именно в 1980 году не случайно. На тот момент американские критики братья Майкл и Гарри Медведы опубликовали свои ставшие хитами книги «50 худших фильмов», «Премия «Золотая индюшка», а позднее — «Сын «Золотой индюшки» и «Голливудская аллея позора». В частности, премия «Золотая индюшка» строилась по принципу кинопремий — эссе о каждом из пяти номинантов, а затем — большое эссе о победителе в каждой области: худший фильм про пчел, худший режиссер, худший не вышедший фильм и т.д. В итоге идея «плохого кино» буквально нашла практическое воплощение в виде реальной, живой премии. Так возникла «Золотая малина».
Создатели новой премии не стали использовать уже существующий бренд «Золотой индюшки» и выбрали собственный символ — малину: в английском языке слово означает не только ягоду, но и выражает презрение (в сленге).
Появление в мире киноискусства этой награды нельзя переоценить. Во-первых, таким образом забытые и поруганные фильмы можно было открыть публике еще раз. Во-вторых, массового зрителя обучали новому способу восприятия кино — смотреть фильмы с иронической установкой. Теперь публика не просто смотрела плохой фильм и плевалась, но смотрела и хохотала. Так, после провала для фильма открывалась возможность получить второй шанс, чтобы остаться в памяти хотя бы в таком качестве.
Кроме Сталлоне, в этом году триумфатором премии стала картина «50 оттенков серого» — экранизация одноименного скандального романа британской писательницы Э.Л. Джеймс. Картина получила призы в номинациях «Худший фильм», «Худшая актриса первого плана», «Худший актер первого плана», «Худший актерский дуэт», а еще — «Худший сценарий».
Вместе с тем «50 оттенков серого» оказались одним из самых успешных фильмов в прокате 2015 года — зрители голосовали за картину собственными деньгами. Что бы кто ни говорил, это знаковое кино для современной культуры и, конечно, наиболее громкое из всех претендентов на звание худших в этом году. Если не дают иных премий, пусть будет хотя бы такая.
Однако теперь то, что картина «50 оттенков серого» получила столько наград, символично. Массовое откровенно эксплуатационное эротическое кино почти не ценилось в Голливуде. Так, в 1996 году худшим фильмом стал эротический бурлеск «Шоугелз».
И теперь в определенном смысле победа «50 оттенков серого» — это возвращение к истокам и дань традициям. Когда-то, в 1987 году, лента «9½ недель», сюжет которой очень напоминает «50 оттенков серого» (кроме того, это тоже экранизация знаменитого романа), была номинирована на «Золотую малину» трижды, но не получила ни одной статуэтки. Теперь, спустя почти 30 лет, историческая справедливость восторжествовала и достойный продолжатель дела «эротической мелодрамы» 1980-х получил по заслугам — став худшим.
Важно, что в продолжении «50 оттенков серого» (всего вышло три книги) одну из ролей сыграет Ким Бейсингер, которая играла главную роль в «9 ½ недель», что окончательно свяжет в истории плохого кино две этих скандальных ленты.