Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

ПА ОБСЕ может поддержать резолюцию Швейцарии по снятию санкций

Глава комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков рассказал «Известиям» об изменении отношения в Парламентской ассамблее ОБСЕ к российской делегации
0
ПА ОБСЕ может поддержать резолюцию Швейцарии по снятию санкций
Фото предоставлено пресс-службой А.К. Пушкова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Депутаты ПА ОБСЕ от Швейцарии подготовили аналогичную российской резолюцию о недопустимости санкций к парламентариям, которая может быть рассмотрена на летней сессии ассамблеи в Тбилиси. Документ носит более узкий характер, однако, как считают в российской делегации, даже если будет принят этот, а не российский вариант, то это будет политическим сигналом для всех стран Европы. О том, чего ждать россиянам в ПА ОБСЕ, а также об итогах зимней сессии корреспонденту «Известий» Наталье Башлыковой рассказал глава комитета Госдумы по международным делам, член делегации Алексей Пушков. 

— Алексей Константинович, каковы итоги зимней сессии ПА ОБСЕ для нашей делегации? Изменилось ли что-то с тех пор, как США и Россия договорились по сирийскому вопросу?

— Атмосфера была чуть менее накаленной и более сдержанной, чем на предыдущих сессиях. Есть понимание того, что нужна общность действий. Думаю, что российско-американская договоренность сыграла свою роль, но нельзя сказать, что это кардинально поменяло обстановку в ПА ОБСЕ. И не случайным был странный поступок руководства ассамблеи, когда после запланированных выступлений спикеров России Сергея Нарышкина и Казахстана Касыма-Жомарта Токаева председатель ассамблеи Канерва по непонятным причинам предоставил трибуну руководителю украинской делегации якобы для того, чтобы тот задал вопрос, а на самом деле для полноценного выступления. На мой взгляд, это была явная попытка подыграть Украине.

— Тем не менее ряд наших инициатив были оглашены, в частности, представитель нашей делегации Николай Ковалев предложил изучить вопрос о создании новой антитеррористической организации, аналогичной Интерполу. Как вы думаете, будет ли это предложение рассмотрено или реализовано?

— Это будет зависеть от дальнейшей работы нашей делегации. Мы планируем поднять этот вопрос на тбилисской сессии, которая состоится в начале июля. От выдвижения до реализации таких идей, как правило, большой путь. Однако идея создания такой организации важна сама по себе. Так мы подчеркиваем необходимость международной координации усилий для борьбы с главной мировой угрозой. Это перекликается с выступлениями некоторых участников недавней Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. В частности, премьер-министр Франции несколько раз повторил, что главный враг сегодня — это терроризм, это ИГИЛ. Так что в данном случае есть почва для того, чтобы наша инициатива была поддержана.

— Изначально в сессии планировалось участие главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и председателя национального совета Австрии Дориса Буреса, но в итоге они от участия отказались. Это понизило статус сессии? 

— Штайнмайер действительно должен был выступать на ассамблее. Но вместо него на сессии от Германии, председательствующей в этом году в ОБСЕ, выступил спецуполномоченный правительства ФРГ Гернот Эрлер. На статус сессии это не повлияло. И это не удар по ассамблее. Это просто несостоявшееся выступление Штайнмайера.

— А как обстоят дела с резолюцией о недопустимости санкций в отношении парламентариев? Как я понимаю, в ПА ОБСЕ подготовлен еще один документ о недопустимости санкций.

— Авторы проекта новой резолюции — швейцарец Ломбарди (председатель верхней палаты парламента Швейцарии Филиппо Ломбарди. — «Известия») и поддерживающие его члены ПА ОБСЕ — намерены представить его на сессии в Тбилиси. Название резолюции — «Обеспечение неограниченного доступа членов ПА ОБСЕ на официальные встречи парламентской ассамблеи, а также на мероприятия, которые проводятся по линии парламентской ассамблеи ОБСЕ».

Этот проект появился после скандала, который случился в прошлом году в Финляндии, когда ряду членов российской делегации во главе с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным было отказано во въезде, потому что они находятся в ограничительных списках Евросоюза. В итоге вся наша делегация отказалась ехать в Хельсинки. Решение правительства Финляндии вызвало широкое возмущение в ПА ОБСЕ. И сейчас она готова поддержать резолюцию, направленную против таких ограничений. Если эта резолюция будет принята, а шансы быть принятой у нее есть, это будет важным шагом к пересмотру всех санкций в отношении парламентариев. 

— Это документ альтернативный российским предложениям?

— Нет, предложение России состоят в том, чтобы вообще были сняты все санкции с парламентариев. Что касается этого проекта резолюции, то речь идет о снятии ограничений только на участие в ПА ОБСЕ и в мероприятиях ПА ОБСЕ. То есть это более узкий документ. Но если он будет принят, то даже в таком виде приведет к ослаблению режима санкций.

— Эти резолюции будут рассмотрены одновременно на летней сессии? 

— Да, это вполне возможно.

— Но ведь если какая-либо из резолюций будет принята, то не факт, что она что-то изменит?

— Все резолюции ПА ОБСЕ носят рекомендательный характер, но они имеют определенное политическое значение. ПА ОБСЕ — организация, признанная 57 странами Европы и Азии. И если принимается какое-либо решение, пусть даже носящее рекомендательный характер, то для стран Евросоюза это определенный сигнал. 

Брюсселю будет сложно полностью игнорировать решение ПА ОБСЕ, потому что тогда возникнет конфликтная ситуация между волей большинства в ассамблее и позицией ЕС. Тогда получится, что ЕС отказывается учитывать волю большинства парламентариев стран ОБСЕ. Думаю, она будет принята во внимание. 

— Сергей Нарышкин, выступая на сессии, дал четко понять, что ПА ОБСЕ должна сделать выбор между доверием, сотрудничеством в области безопасности и работой с блоком НАТО.  На ваш взгляд, какова зависимость ПА ОБСЕ от этого альянса? 

— К сожалению, геополитические факторы сейчас оказывают очень большое воздействие на парламентские организации, действующие в Европе. В частности, Парламентская ассамблея Совета Европы, на мой взгляд, предала свои принципы, выбрав поддержку позиции Североатлантического альянса и Украины. То есть предпочла геополитические интересы соображениям верховенства закона и прав человека. 

В ПА ОБСЕ ситуация несколько иная: главная задача этой организации — содействовать обеспечению безопасности, поэтому здесь нет такой степени конфликтности, которая возникла в ПАСЕ и привела к тому, что мы вообще отказались от участия в сессиях. 

Вместе с тем здесь также чувствуется влияние «евроатлантической солидарности» — ведь 29 стран ОБСЕ входят в НАТО, и это сказывается на настроениях в ассамблее. Сергей Нарышкин как раз и говорил, что при принятии решений должны превалировать не геополитические соображения, а цели укрепления безопасности и сотрудничества, которые записаны в уставных документах ОБСЕ. Он показал, что у европейской безопасности нет будущего, если парламентские делегации будут ставить на первое место обслуживание геополитических интересов тех альянсов, в которых участвуют их страны. Тогда это путь к конфронтации. А путь к укреплению безопасности и сотрудничества состоит в отходе от блокового мышления, подходов холодной войны и в поиске компромиссов. Только так можно найти решение тех острейших вопросов, которые стоят перед современной Европой.

Комментарии
Прямой эфир