G20: своя рубашка ближе к телу
На встрече в Шанхае в пятницу и субботу министры финансов G20 обсудят замедление мировой экономики и крайне неустойчивую глобальную экономическую ситуации в целом. Встреча является подготовкой к сентябрьскому саммиту глав государств «двадцатки». Накануне Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал доклад, где предупреждает о серьезных последствиях бездействия и призывает к принятию совместных мер. Страны G20 могли бы приложить усилия для исправления ситуации, но для этого придется отвлечься от проблем собственных экономик, что, по словам экспертов, маловероятно.
Доклад МВФ станет одной из основных тем шанхайской встречи. Эксперты Международного валютного фонда выражают серьезную обеспокоенность состоянием мировой экономики — она продолжает слабеть и становится крайне уязвимой для потрясений. Рост крупнейших экономик мира замедляется, а падение спроса в ряде стран осложняет восстановление экономического роста. Это хорошо видно на примере Китая, чьи фондовые индексы в четверг снизились более чем на 6%, что, как пишет агентство Bloomberg, является сильнейшим падением за месяц. А с начала года индекс Shanghai Composite упал на 23%.
При этом, как отмечает МВФ в своем докладе, спад идет на фоне финансовой волатильности и снижения цен на активы. И все сегодняшние прогнозы экономического роста могут не воплотиться в жизнь из-за нестабильности на рынках, снижения нефтяных котировок и геополитических конфликтов. В частности, может быть снижен прогноз по мировому ВВП на 2016 год. Сейчас прогнозируется рост на уровне 3,4%, причем эта цифра — результат недавнего понижения прогноза с 3,6%.
Нефть только с начала года подешевела на 6,3% (в четверг на лондонской бирже ICE баррель Brent торговался на уровне $34). А год назад Brent стоила $59,77, то есть за год цена упала на 43%. Кстати, одним из факторов, оказывающих давление на нефтяные котировки, стало именно сокращение импорта нефти Китаем, вызванное всё тем же замедлением экономики.
МВФ призывает страны G20 предпринять скоординированные действия для поддержки экономического роста. В частности, речь идет об увеличении инвестиций из бюджетов и активизации структурных реформ. Кроме того, фонд рекомендует странам G20 придерживаться гибкого валютного курса.
Что касается конкретно России, МВФ полагает, что из-за снижения нефтяных поступлений в бюджет, вызванных снижением цен, стране необходимо урезать бюджетные расходы. Реформы же в России, по мнению фонда, должны быть ориентированы на защиту инвестиций, снижение административных барьеров и госрегулирования, а также на развитие конкуренции на внутреннем рынке. Кроме того, Россия, по мнению МВФ, должна активизировать программу приватизации госактивов — как только рыночные условия это позволят.
Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик рассказал «Известиям», что сейчас мировая экономика вошла в период повышения процентных ставок Федеральной резервной системы США — а это отражается не только на самих Штатах. Повышение ставки Федеральной резервной системы (ФРС) ведет к укреплению доллара, что негативно сказывается в первую очередь на развивающихся экономиках, кроме того, это приводит к оттоку средств с развивающихся рынков.
По словам Лисоволика, один из сценариев развития событий заключается как раз в том, что Штаты будут повышать процентную ставку. При этом, если повышение будет происходить слишком быстро, это скажется и на темпах экономического роста самих США, так как заимствования будут дорожать. Другими словами, крупнейшая экономика мира никак не сможет простимулировать глобальный рост.
Другой сценарий предполагает, что американская ФРС будет придерживать повышение ставки, Китай запустит новую программу стимулирования экономики (например, меры по ослаблению бюджетной политики, то есть увеличение расходов из бюджета), а страны-лидеры, как это предлагает МВФ, начнут предпринимать согласованные меры по восстановлению экономики.
— Здесь в первую очередь важно сокращение протекционистских мер, уровень которых вырос сейчас до рекордного, — поясняет Лисоволик. — В настоящий момент многие страны пытаются действовать самостоятельно, в отрыве от других, например, проводят конкурентную девальвацию валюты. Такая «гонка на понижение» негативно влияет на темпы роста международной торговли, что замедляет мировую экономику. Интересно, что примерно такие же торгово-экономические войны были характерны для периода начала 30-х годов прошлого столетия, периода глобальных экономических проблем, который закончился Второй мировой войной.
Также эксперт отметил, что основной проблемой сейчас являются крупные долги ряда стран — а именно к ним приковано внимание инвесторов. Так, у Китая общий долг (государственные долги, долги компаний и домохозяйств) исчисляется уже триллионами долларов, и последние несколько лет он стабильно рос. России в этом отношении проще: она за последние несколько лет, в отличие от Китая, смогла снизить уровень долга с более чем $700 млрд до $500 млрд.
Главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров говорит, что каких-то реальных действий от «большой двадцатки» ожидать не приходится.
— Как показывает практика, с момента создания G20 все заседания ограничивались обменом мнений и принятием общих деклараций, но дальше призывов дело не идет, — отмечает эксперт. — При этом каждое государство на деле блюдет собственные национальные интересы, защищая свою экономику, а не мировую.
В первую очередь это касается стран с развитой экономикой, так как именно ведущие мировые банки определяют финансовую политику.