«Одноклассники» готовят к запуску свой онлайн-кинотеатр на Smart TV
Вторая по популярности в России соцсеть «Одноклассники» в ближайшие несколько дней запустит на Smart TV свое приложение, которое будет совмещать в себе сервисы онлайн-кинотеатра и онлайн-телевидения. Об этом «Известиям» рассказали несколько источников на рынке. В пресс-службе компании от комментариев отказались.
Источники отметили, что соцсеть будет делать акцент на показе легальных видео (кинофильмы, телесериалы, ТВ-шоу и мультфильмы), а также трансляции телеканала. О том, будут ли в кинотеатре доступны видеоролики, загруженные пользователями, источник ответить затруднился.
В прошлом году «Одноклассники» начали транслировать на веб-версию некоторые онлайн-телеканалы, среди которых LifeNews и «Россия 24». Источники на рынке рассказали, что «Одноклассники» пытались договориться с несколькими крупными игроками, которые занимаются трансляцией телеканалов (например, SPB TV), о том, чтобы пустить их сигнал на Smart TV, но пока результатов переговоров нет. Собеседник, близкий к холдингу ВГТРК, сообщил, что телеканал «Россия 24» не будет транслироваться на Smart TV в приложении «Одноклассников», а источник в холдинге NewsMedia сообщил, что LifeNews дал согласие на трансляцию своего телеканала на Smart TV.
Smart TV — это телевизоры, подключенные к интернету, с возможностью загружать из Сети приложения для просмотра видео в онлайн-кинотеатрах. «Умные модели» есть практически у всех крупных производителей телевизоров (LG, Panasonic, Philips, Samsung, Sony и др.). В этих телевизорах, как и на смартфонах на базе iOS и Android, есть интернет-браузеры, но они не всегда воспроизводят видео с онлайн-кинотеатров.
Популярность Smart TV среди пользователей довольно высока. По данным TNS Global, в 2015 году в городах-миллионниках их было реализовано — 30%, в городах с населением меньше 800 тыс. человек — 54%, в Москве — 16%. Например, у крупнейшего российского онлайн-кинотеатра Ivi.ru произошли серьезные изменения по просмотрам фильмов в первом полугодии 2014 года. Тогда доля просмотров на Smart TV составила 44%, на ПК и ноутбуках — 31%, на мобильных устройствах (смартфоны, планшеты) — 25%. Цифры первой половины 2013 года — 14%, 62% и 26% соответственно. Сегодня, по словам главы Ivi.ru, более 60% пользователей смотрят фильмы онлайн именно на Smart TV.
— Smart TV активно растет и уже сейчас является основным драйвером платной модели и приносит 90% дохода от продажи новинок, — отмечает директор по маркетингу и PR онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru Олеся Теплова.
Источники на рынке сообщили, что «Одноклассники» интересуют в первую очередь Smart TV компаний Samsung и LG. По данным GfK, обе эти компании являются лидерами российского рынка. По словам основателя онлайн-кинотеатра Tvigle Егора Яковлева, оба лидера занимают в России порядка 80% рынка, и оба очень «бережно относятся к правам и к качеству контента».
О проблемах с пиратством у российских соцсетей сообщали американские правообладатели. В обнародованных 6 февраля рекомендациях Международного альянса интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance, IIPA) для управления Торгового представителя США (Office of US Trade Represenrative) Россия оставлена в списке государств, в которых ситуация с авторскими правами требует наблюдения (Priority Wacth List). В докладе нынешнего года отмечено, что в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», как и прежде, присутствует нелицензионный контент. Обе соцсети не считают себя пиратскими площадками, так как активно работают с правообладателями и удаляют по их жалобам нелегальный контент.
Тем не менее именно из-за того, что правообладатели нашли в «ВКонтакте» нелегальный контент, приложение соцсети не прошло модерацию в магазине приложений телевизора LG в 2014 году, сообщил источник, близкий к компании, а в магазин приложений Samsung в том же году оно всё же попало, правда, вскоре было удалено по жалобе правообладателей. Жалобу в корейскую компанию отправлял Егор Яковлев.
Яковлев рассказал, что «ВКонтакте» завели свое приложение в Samsung через другую страну, где они попросили местное представительство компании разместить его в магазинах приложений разных стран, в том числе в России, так как оно мультиязычное. В Samsung пошли навстречу. Приложение удалось скачать, по сообщению источника близкого к «ВКонтакте», порядка 300 человек в России, до того как оно было удалено.
Источник «Известий», близкий к LG, рассказал, что компания будет внимательно изучать контент приложения онлайн-кинотеатра «Одноклассники», но «высока вероятность», что они не пройдут модерацию, если не ограничат доступ к контенту, который загружают пользователи.
Пользовательским контентом оперируют сегодня два кинотеатра, которые есть в магазинах приложений Samsung и LG. Это YouTube (принадлежит корпорации Google) и Rutube (принадлежит холдингу «Газпром-Медиа»).
Глава цифрового субхолдинга «Газпром-Медиа Технологии» Вадим Федотов рассказал, что они не боятся конкуренции.
— Весь контент, размещенный на видеоресурсах «Газпром-Медиа Холдинга», проходит полную модерацию вне зависимости от среды, где он представлен, — говорит Федотов. — Также наша статистика показывает, что «длинный» контент наиболее востребован на Smart TV, в мобильной же среде большей популярностью пользуется короткий контент, в том числе UGC (загруженный пользователями. — «Известия»). Приложение будем ожидать с интересом, шаг достаточно логичный, так как видеопросмотр уходит в новую среду. А конкуренцию считаем благом для пользователей.
Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин уверен, что приход «Одноклассников» хорошо скажется на рынке в том случае, если у них будет только легальный контент.
— Если это будет рассадник пиратства, то это для рынка будет фактор негативный, — отметил Бырдин. — Но сам по себе пользовательский контент на уровне котиков и собачек проблем не вызывает и не вызывал. Проблемы всегда возникают относительно того контента, который загружается пользователям, но может оказаться чужим.