Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Мир
Песков назвал поставки ATACMS Киеву подтверждением вовлеченности США в конфликт
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Литва на год продлила ограничения на въезд для граждан РФ и Белоруссии
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Посольству РФ отказали в участии в церемонии по случаю освобождения Маутхаузена
Мир
В Великобритании число магазинных краж выросло до рекордного уровня

«Огонь на море» Джанфранко Рози подступается к «Золотому медведю»

Документальная драма о миграционном кризисе — первый явный фаворит Берлинале-2016
0
«Огонь на море» Джанфранко Рози подступается к «Золотому медведю»
Кадр из фильма "Огонь на море". фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вот и определился очевидный фаворит берлинского конкурса — документальная драма «Огонь на море» итальянца Джанфранко Рози не оставила равнодушными ни критиков, ни зрителей. После показа для прессы у многих глаза были на мокром месте — даже на пресс-конференции ряд журналистов продолжали утирать слезы. Но ничего сентиментального или нарочито душещипательного в фильме — наоборот, Рози снял по обыкновению лаконичное и жесткое высказывание о самой животрепещущей проблеме последних дней — миграционном кризисе. 

Режиссер прожил несколько месяцев на крошечном острове Лампедуза рядом с Сицилией, в котором нет ничего примечательного, кроме географического положения: это крайняя точка Европы. К этим берегам последние 20 лет прибило более 400 тыс. беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. На катерах и надувных лодках, в нечеловеческих условиях, без еды и воды, мужчины, женщины и дети из года в год пытаются пересечь море в поисках лучшей жизни. Как гласят титры, по крайней мере 15 тыс. из них не смогли довести свое путешествие до конца. 

Гигантские радары вылавливают радиосигналы гибнущих лодок: диспетчер спрашивает координаты, но слышит в ответ лишь «Спасите нас» или «Помоги нам Господь» на ломаном английском. Поисковые операции, проверка, учет, медосмотр выживших беглецов давно вошли в ткань местной повседневной жизни. Эти кадры перемежаются сценами из параллельной реальности — размеренной, «бюргерской» жизни коренных жителей острова. Белые простыни, паста на обед, уютные песни по радио («Море в огне», или Fuocoammare — как раз название одной из сицилийских песен). Рози безжалостно сталкивает два мира — чудовищной безнадеги и невозмутимого благополучия. За внешне беспристрастной манерой (никаких закадровых комментариев или записанной музыки) прячется рассерженная критика бесчувственности среднего европейца к чужой беде. «Огонь на море» Джанфранко Рози подступается к «Золотому медведю»

В документальном материале режиссер с легкостью находит метафоричные детали, которые легко позволяют обобщить частную историю острова Лапедуза. Центральный персонаж «Моря» — Самуэле, симпатичный местный пацан, который не может больше минуты усидеть на месте, но всю энергию тратит на идиотские игры: его любимое занятие — стрелять из самодельной рогатки по птицам и кактусам. Однажды врач обнаруживает у Самуэле амблиопию («ленивый глаз») — дисфункцию зрения, когда мозг может воспринимать неполную картину миру только через один глаз. Подобная проблема есть у нас всех, заявил на пресс-конференции режиссер: «Миграционный кризис — это не европейская проблема. Это глобальная проблема». 

Забота о беженцах давно уже перестала быть только заботой политиков. Деятели искусства не остаются в стороне. Тиль Швайгер, звезда «Достучаться до небес» и «Красавчика», еще в прошлом году основал фонд для помощи беженцам. Джордж Клуни, который приехал в Берлин промоутировать фильм открытия «Да здравствует Цезарь!», на следующий же день вместе с женой Амаль, известной правозащитницей, встретился с канцлером Ангелой Меркель, чтобы высказать слова поддержки ее политике открытых дверей.

Любой крупный фестиваль не хочет замыкаться исключительно в вопросах эстетики, но для Берлинале это стремление характерно в особенности — об этом, например, явственно свидетельствуют постеры это года, где медведь, символ Берлина и киносмотра, покоряет улицы города. Еще в декабре 2015-го, за два месяца до открытия, директор Дитер Косслик в своей статье в Tagesspiegel объявил, что беженцы станут главной темой фестиваля. И в этом смысле победа Джанфранко Рози (который уже скандально взял «Золотого льва» в Венеции в 2013 году) кажется вполне логичной. Сами внешние обстоятельства делают его фильм самым важным на сегодняшний день в конкурсной программе. 20 февраля мы узнаем, что об этом думает жюри во главе с Мерил Стрип.

Комментарии
Прямой эфир