В ходе заседания Международной группы поддержки Сирии в Мюнхене было достигнуто соглашение о прекращении огня в этой многострадальной арабской стране. Оно должно вступить в силу уже через неделю. Перемирие не будет распространяться на ИГИЛ (арабское название — ДАИШ) и «Джебхат ан-Нусра» (террористические организации, запрещенные в России). Поэтому Россия рассчитывает в союзе с сирийским правительством продолжить борьбу против террористов.
Госсекретарь США Джон Керри заявил, что нарушение режимом Асада перемирия может привести к появлению на территории Сирии «дополнительных наземных войск». Первоначально это было воспринято как угроза США ввести в эту арабскую страну собственный военный контингент, но позднее представитель Госдепартамента пояснил, что посылка американских войск в Сирию не планируется.
Гораздо более агрессивно ведут себя Турция и Саудовская Аравия. Они грозят военным вмешательством. Впрочем, когда доходит до дела, и саудовцы, и турки демонстрируют умеренность.
Так, министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что если мирный процесс в Сирии потерпит неудачу, то президент Асад будет смещен силой. Однако, хотя саудовский министр и верит, что Асад слаб и с ним покончено, вводить войска в Сирию саудиты согласны только в коалиции с американцами. Ему вторит и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу: «В настоящее время нет никакого решения или стратегии по проведению наземной операции».
В чем же смысл бряцанья оружием со стороны Анкары и Эр-Рияда? Похоже, дело в том, что Асад при поддержке России и впрямь начал одерживать победу в гражданской войне в Сирии. Многие на Западе верили, что Россия увязнет в бесконечной войне, а сирийские войска не сумеют одолеть террористов. На деле это оказалось не так. Западные источники говорят, что Асад близок к контролю над крупнейшим городом Сирии — Алеппо.
Влиятельная американская газета The Wall Street Journal заявила о победе Путина в Сирии, так как успехи Асада и России опровергли заявления президента США Барака Обамы о том, что конфликт не имеет военного решения. Разблокирование Алеппо позволит сирийскому правительству закрепиться в самом богатом и густонаселенном районе страны, полагает газета. А возобновившиеся переговоры о перемирии позволят «заморозить» конфликт, что будет выгодно президенту Асаду. В свою очередь, победа в Сирии позволит Москве добиться отмены «украинских» санкций, полагает The Wall Street Journal.
Согласно поступающим сообщениям, турецкая артиллерия обстреливает сирийские войска в провинциях Алеппо и Латакия. Иначе говоря, турки и саудиты все же не решаются вторгнуться в Сирию сухопутными войсками, но зато они пытаются помочь сирийской «оппозиции» с помощью артиллерии и, возможно, спецназа. Если такой сценарий реализуется, армия Асада, поддерживаемая Россией, окажется перед лицом «оппозиции», поддерживаемой турками и саудовцами. При этом оппозиция будет утверждать, что воюет вовсе не с Асадом, а с ИГИЛ. Но на практике будет воевать против сирийского правительства.
Похоже, это и есть новая стратегия Запада в Сирии. Провокация прямого военного столкновения Сирии и Турции признана опасной. Турция — член НАТО. Ее военного столкновения с Россией не хочет никто. А при неуравновешенном характере президента Эрдогана такое возможно.
Значит, будет игра в войну по доверенности, где за спиной сирийской оппозиции будут стоять Турция и саудиты, а за ними — Соединенные Штаты.
Времени на реализацию подобного сценария остается мало. В США разворачивается предвыборная кампания, в ходе которой все громче звучат голоса людей, скептически настроенных в адрес политики президента Обамы в отношении мусульманского мира. Лидирующий кандидат-республиканец Дональд Трамп вообще призывает временно запретить мусульманам въезд на территорию США.
В этих условиях и туркам, и саудитам приходится спешить. Барак Обама, пожалуй, самый дружелюбно настроенный к мусульманскому миру президент США за всю историю. Новый хозяин Белого дома может не благоволить Саудовской Аравии и Турции. Значит, вопрос с Асадом надо решать сейчас. Поэтому Турция и саудиты столь резко активизировались.
Иначе говоря, Турция и Саудовская Аравия могут сейчас помочь сирийской оппозиции усилиться перед лицом побеждающего Асада. В этом случае Сирия окажется разделенной на проправительственную и оппозиционную части, между которыми и начнутся переговоры. На которых снова будет поднят вопрос об отстранении Асада.
России же в ходе наступающего перемирия важно, чтобы сирийское правительство сохранило позиции, отвоеванные с таким трудом, и чтобы конфликт был «заморожен» в состоянии, позволяющем сохранить пророссийские силы в руководстве Сирии и не допустить геноцида «неверных» исламистскими радикалами.
Каковы шансы на перемирие? Последуем за словами нашего министра иностранных дел и оценим их в 49%. Иначе говоря, шансы есть, но многое будет зависеть от конкретной расстановки сил в Сирии, от того, удастся ли правительственным войскам сохранить те позиции, которые они получили благодаря поддержке России в последние несколько недель.