Минфин проведет кризисную распродажу алмазов
В условиях дефицита бюджета Министерство финансов проведет несколько аукционов по продаже алмазов из Гохрана — общим объемом 167,5 тыс. карат. Для сравнения: за весь 2015 год Минфин продал 8,8 тыс. карат. Впервые распродаваться будут только некрупные камни — до 10,8 карата. Таких алмазов на рынке в избытке, говорят эксперты, и особого интереса они для покупателей не представляют, но переизбыток предложения может негативно отразиться на рынке и доходы в бюджет едва ли превысят $15 млн (порядка 1,2 млрд рублей).
Министерство финансов в своих материалах о проведении двух аукционов по продаже алмазов из Гохрана указывает, что аукционы будут проведены 29 февраля и 10 марта 2016 года, а выставленные лоты будут включать только алмазы массой до 10,8 карата. Министерство планирует распродать 167,5 тыс. карат алмазов и выручить от их продажи как минимум $15 млн (исходя из стартовых цен лотов).
Сами по себе аукционы по продаже драгкамней или драгметаллов из Гохрана — процедура стандартная, однако выручка Минфина из года в год снижается. В 2015 году Минфин продал с аукциона 8,8 тыс. карат алмазов из Гохрана на сумму $3,6 млн, в 2014 году — 8 тыс. карат алмазов на сумму $15 млн, в 2013-м — 15,3 тыс. карат на сумму $25,4 млн.
По мнению эксперта отраслевого аналитического агентства Rough and Polished Сергея Горяинова, предпосылок для успешности новых аукционов нет — реализовать алмазы Минфин может только на внутреннем рынке, а в России спрос на алмазы сейчас находится на очень низком уровне. В этом виновата девальвация рубля, из-за которой спрос на алмазы резко упал, также негативно на рынке сказывается валютная закредитованность огранщиков. Цены в лотах по алмазам выставлены между тем рыночные и продать их Минфину будет нелегко, разве что найдется рисковый перекупщик.
— В основном алмазы, которые выставлены в лотах, сейчас на рынке присутствуют в избытке. Стартовые цены выставлены, на мой взгляд, по рынку, и ажиотажа на торгах вряд ли можно ожидать, — отметил Сергей Горяинов. — Установить цены ниже рынка они не могут. Гохран — это госучреждение, и его персонал имеет соответствующий менталитет, то есть это чиновники, ни в коем случае не склонные проявлять бизнес-авантюризм и сильно ограниченные в коммерческих маневрах. Поэтому лоты и выставлены по близким к рынку ценам, чтобы вышестоящие товарищи не обвинили в «растрате госсредств». Вообще надеяться на продажи по этим ценам можно, но оснований для их серьезного подъема в ходе аукциона я точно не вижу.
Интересно, что Минфин в этом году продает только некрупные алмазы, тогда как раньше сбывал крупные — тяжелее 10,8 карата.
— Мне не известны случаи проведения Гохраном аукционов по алмазному сырью такой размерности и такого качества, как выставленное в этих лотах, — отметил Сергей Горяинов.
В Гохране мелких и средних алмазов предостаточно — причина в масштабной скупке правительством алмазов у госкомпании «Алроса» в 2008–2009 годах. «Алроса» — монополист добычи алмазов в России (98% добычи), ее крупнейшими совладельцами являются Росимущество — 43,9%, а также правительство Якутии — 25% плюс одна акция. До 2008 года «Алроса» не имела опыта собственных продаж — маркетингом российских алмазов на мировом рынке занималась южноафриканская компания De Beers. Однако в 2007 году Европейский суд решил, что такое сотрудничество наносит вред конкуренции на мировом рынке алмазов. В 2008 году разразился мировой финансовый кризис, из-за которого спрос на алмазы резко упал, и после двойного удара правительство решило поддержать «Алросу» в трудное время и выкупило в период с января по июль 2008 года в Гохран алмазов на сумму $1 млрд. В 2009 году на закупку алмазов у «Алросы» из бюджета было потрачено еще $872,1 млн. Таким образом, с 2008–2009 годов в Гохране образовался большой объем алмазов, включая алмазы спецразмеров и некрупные.
— Я думаю, что аукцион по продаже некрупных алмазов — вынужденная мера, связанная с печальным состоянием бюджета, — отметил Сергей Горяинов. — Рынок в целом сейчас слабенький, в ближайшей перспективе улучшений ожидать не приходится, и любое дополнительное давление вряд ли можно считать позитивом. После 2008–2009 годов было много опасений, что Гохран будет распродавать сток от «Алросы», мелкие камни, что негативно скажется на ценах. Гохран долго держался. Тактика Минфина понятна — спецразмеры хорошо уходят при любом рынке, а рядовое сырье лучше сбыть, пока оно пользуется хоть каким-то спросом.
Алмазы не являются стандартизированным биржевым товаром, поэтому точную динамику цен на них отследить сложно. Ориентиром для продавцов и покупателей алмазов служат данные Антверпенского всемирного алмазного центра (AWDC). В Антверпене расположены крупнейшие мировые алмазные биржи, поэтому значительная часть продаваемых производителями алмазов сначала поступает в Бельгию и оттуда перераспределяется по огранщикам в разные страны. Это означает, что цена импорта алмазов в Бельгию отражает цены на алмазы от производителей. Согласно данным AWDC, в 2015 году средняя цена импорта алмазов в Бельгию составила $132/карат, что на 12% ниже показателя 2014 года ($149,3). В 2013 году средняя стоимость карата составляла $146, в 2012-м — $139.