«Да здравствует Цезарь!» братьев Коэн открыл Берлинский кинофестиваль
Берлинале — традиционно самый социальный, самый пессимистичный фестиваль «большой тройки» — открылся на мажорной ноте. Братья Коэн лично привезли в дождливый Берлин свою картину «Да здравствует Цезарь!» — комедийный детектив об изнанке «золотого века» Голливуда.
Где-то в 1950-е годы вымышленная киностудия Capitol Pictures заканчивает работу над безумно дорогим пеплумом о жизни Иисуса Христа. Накануне съемок заключительных эпизодов неизвестные прямо из гримерки похищают главную звезду фильма Бэрда Уитлока (Джордж Клуни). У кризис-менеджера студии Эдди Мэнникса (Джош Бролин) есть день, чтобы найти Уитлока, пока не пронюхали репортеры, и это лишь одно из его десятка дел на этой неделе. Одна из старлеток снимается на фривольные фотокарточки и едва не загремела в полицию; звезда вестернов чудовищным акцентом и ковбойскими манерами заваливает съемки салонной мелодрамы; актриса-инженю попадает в интересное положение, и нужно срочно искать способ «оправдать» ребенка — Мэнникс уже забыл, что такое сон.
После «Железной хватки» и «Внутри Льюина Дэвиса» как-то подзабылось, насколько хорошо братья Коэн умеют смешить. «Да здравствует Цезарь!» не уступает лучшим комедиям в их карьере. Удачных гэгов здесь наберется на три картины, актеры комикуют с упоением, разве что не всегда оригинально — порой кажется, что Рейф Файнс (играет жеманного кинорежиссера) и Тильда Суинтон (появляется сразу в двух ролях — сестер-колумнисток светской хроники) забежали сюда из неснятого фильма Уэса Андерсона, а Джордж Клуни в образе самодовольного придурка — из ранних Коэнов. Но затмевает всех Ченнинг Татум, танцующий акробатическую чечетку в костюме морячка. С ним связан самый смешной эпизод фильма — пересказывать его грешно, нужно увидеть самому, скажем только, что там будет собака по кличке Энгельс, звучит «Варшавянка» в исполнении оркестра Красной Армии, а внимательный зритель, если повезет, сумеет разглядеть Дольфа Лундгрена.
Впрочем, если отбросить обаяние эпохи и фирменное остроумие Коэнов, можно заметить всё ту же мизантропию и пессимизм в отношении человеческой природы. Голливуд предстает ужасным местом — рассадником порока и двуличия, где каждый вынужден выдавать себя за кого-то другого, а «нормальность» — редкий и ценный товар. Единственное, что Голливуд хоть как-то оправдывает, — как ни странно, кино. Целлулоид удивительным образом отсеивает грязь и вытягивает всё лучшее, что было в создателях. Как бы туп ни был актер, декламирующий заученный текст, как бы ни фальшивы были декорации, сколоченные в павильоне, история на экране дышит правдой вопреки всему.
Впереди у фестиваля 18 фильмов основного конкурса — и пока ни одного явного фаворита. Европа доминирует в списке — девять картин, не считая копродукций. Среди них — «Коммуна» датчанина Томаса Винтерберга о попытке социалистического общежития в Копенгагене, новая работа признанного классика «Когда тебе 17» Андре Тешине, режиссерский дебют актера Венсана Переса «Одни в Берлине», документальный фильм о беженцах в Европе «Огонь над морем» Джанфранко Рози. Два фильма приехали из Америки — фантастический триллер «Специальный полуночный выпуск» Джеффа Николса и документальная лента «Уязвимость нулевого дня» Алекса Гибни. По одной — из Канады, Мексики, Боснии и Герцоговины, Туниса, Ирана. С азиатского континента прибыло всего два фильма, но они берут хронометражем: двухчасовое «Поперечное течение» китайца Янг Чао дополняет восьмичасовая «Колыбельная печальной тайны» филиппинца Лава Диаса.
На этом фоне неконкурсная часть выглядит значительнее конкурса. Кроме «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэн туда вошли: сатирическая драма «Чирак» Спайка Ли о криминальном беспределе в современном Чикаго, триллер Киёсе Куросавы, первые две серии сериала «Ночной администратор» Сюзанны Бир (первая роль Хью Лори на ТВ после закрытия «Доктора Хауса»), документальный фильм о фотографе Роберте Мэпплторпе и много чего другого.
Победителей объявят на церемонии закрытия 20 февраля. Международный конкурс судит жюри во главе с американской актрисой и трижды лауреатом «Оскара» Мерил Стрип.
Как уже писали «Известия», в этом году на кинофестивале и кинорынке в Берлине Россию представят пять проектов. В конкурсную программу подросткового кино Generation 14plus вошла хулиганская комедия Михаила Местецкого «Тряпичный союз». Вне конкурса, но в престижной программе «Форум» покажут экспериментальный фильм «Эликсир» дебютанта Дмитрия Зинченко о поисках бессмертия. В рамках постоянной выставки Forum Expanded (в этом году ее тема обозначена как «Внутри фантазма» — Traversing the Phantasm) покажут новую экспериментальную работу известного фотографа и преподавателя Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Людмилы Зинченко (которая спряталась под псевдонимом Люся Матвеева) «Картошка». Кроме того, от России поедет два проекта пока неснятых фильма. «Тачал» Эллы Манжеевой отобран в программу «Берлинале Резиденция» (Berlinale Residency), а «Салон красоты «Пери» Серго Устяна — в ежегодную режиссерскую мастерскую Talents.