Пропавших в Охотском море рыбаков заподозрили в браконьерстве
Как выяснили «Известия», пропавшие в акватории Охотского моря иностранные рыболовецкие суда занимались браконьерским выловом краба в экономической зоне РФ. Следователи заинтересовались информацией, как иностранным судам удавалось быть невидимыми для кораблей и постов береговой охраны пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ. Собеседники «Известий» в правоохранительных органах не исключают, что расследование СК РФ приведет к грандиозному скандалу.
Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по ст. 263 ч. 3 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»).
— Согласно разрозненным данным, в середине января 2016 года пропавший рефрижератор «Норт», ходивший под флагом Сьерра-Леоне, и промысловое судно шхуна «Адекс» под флагом Того предположительно вышли из южнокорейского порта Пусан, — сообщил «Известиям» собеседник из правоохранительных органов.
По его словам, капитаны «Норта» и «Адекса», заходя в южнокорейские и японские порты, в которых они сдавали контрабандный улов рыбы, морского ежа и краба, не регистрировались у местных властей, а, пополнив запасы продовольствия, пресной воды и топлива, снова уходили в море. Кроме того, скорее всего, считает источник, на пропавших судах отсутствовали и международные спутниковые системы контроля типа «Аргос» или «Инмарсат», которые автоматически передают координаты нахождения судов, в их порты приписки.
— Именно факт «прописки» судов в странах третьего мира и некоторые другие данные подтверждают основную версию следствия, что пропавшие суда вели браконьерский промысел, — говорит руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.
По его словам, браконьеры используют такие порты приписки, чтобы избежать различных налогов и сборов.
— Скорее всего, «Норт» и «Адекс» занимались незаконным промыслом краба в Охотском море, которого потом сдавали скупщикам в портах Южной Кореи и Японии. Стоимость одной шхуны краба составляет до $100 млн, — рассказал Савельев.
Кроме того, по словам Савельева, оба судна вышли на промысел в шторм, несмотря на предупреждение от спасательных служб, что выход запрещен. Выход в море в шторм — также частая практика капитанов браконьерских шхун, ведь именно в шторм у злоумышленников меньше шансов встретить корабли береговой охраны ФСБ России.
Официальный представитель Росрыболовства РФ Ксения Тимакова заявила «Известиям», что контролем промысла в морях занимается не Рыболовство, а ФСБ.
— Пограничная охрана ФСБ должна была осуществлять контроль акватории Охотского моря, так как именно на нее возложена эта ответственность, — пояснила Тимакова. — А почему иностранные рыболовецкие суда оказались в шторм в российской экономической зоне — на этот вопрос пусть и отвечают компетентные органы.
Сейчас уже известно, что морские контрольные пункты пропавшие суда не проходили, а также не направляли информацию о пересечении границы в пограничные органы ФСБ РФ.
Между тем следствие не исключает, что причиной катастрофы, в результате которой суда утонули, а их экипажи погибли, стала перегрузка краба с промысловой шхуны «Адекс» на рефрижераторный корабль «Норт». Из-за плохой устойчивости судов на волне и сильного ветра, скорее всего, корабли просто опрокинуло шквальным порывом ветра.
— Во время шторма все погрузочно-разгрузочные работы запрещены из-за неустойчивости судов, — отметил источник «Известий».
По предварительной информации следствия, судно «Норт» могло принадлежать южнокорейской компании Omor Trans Logitics SA, а «Адекс» — южнокорейской компании Gaya Investment SA. Экипажи кораблей были полностью российскими.
В правоохранительных органах не исключают, что к этим компаниям могут иметь отношение «крабовые короли» Дальнего Востока, граждане России, которые уже много лет проживают в Южной Корее, — Олег Кан и Алексей Ян.
— Эти предприниматели считаются на международном рынке лидерами по продаже российского краба. В месяц они принимают до 20 шхун с крабом и другими морепродуктами. Стоимость рыбной продукции, привезенной одной шхуной, может составлять от $20 млн до $100 млн, — рассказал собеседник «Известий». — Однако доказать отношение предпринимателей к компаниям Omor Trans Logitics SA и Gaya Investment SA вряд ли удастся, — отметил он.
Следствие выяснило, что на пропавших судах работали жители города Невельска, расположенного на юго-западном побережье острова Сахалин.
— Из Невельска 12 человек команды на рефрижераторе «Норд» и 16 человек команды на промысловом судне «Адекс», — рассказал «Известиям» сотрудник региональной прокуратуры. — Городок-то небольшой. Все друг про друга знают. Когда стало известно про исчезновение судов, то люди сами составили списки родственников тех, кто работал на них, и принесли в полицию. В ближайшее время всем родственникам оформим соответствующие документы, по которым официально будет признана смерть всех пропавших с кораблей людей.
Напомним, утром 7 февраля по время шторма в Охотском море примерно в 130 милях к западу от острова Парамушир пропали транспортный рефрижератор «Норт» и промысловая шхуна «Адекс». Экипажи не подавали сигналы бедствия — о катастрофе на берегу узнали только благодаря сработавшим автоматическим маякам. Эти устройства подают сигналы в момент опрокидывания кораблей. По словам Савельева, события, скорее всего, развивались очень стремительно. Экипаж просто не успел подать сигнал бедствия и облачиться в гидрокостюмы.
Обнаружить корабли или членов экипажей спасателям не удалось до сих пор. В районе, где были сброшены аварийные буи, были найдены несколько гидрокостюмов с маркировкой «Адекс», а также обломки палубы.