Барона Унгерна и адмирала Колчака вновь просят реабилитировать
Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой вновь рассмотреть вопрос о реабилитации ряда российских граждан, репрессированных в годы Гражданской войны, в том числе адмирала Колчака и барона Унгерна (письмо есть в распоряжении «Известий»). Он обращает внимание на то, что в результате гонений на тех, «кто не вписывался в идеологию пролетарского рая», погибли видные деятели культуры, военачальники, в том числе полководец Роман Унгерн-Штенберг (которого также считают «основателем Монголии». — «Известия»), адмирал, глава Белого движения и ученый-полярник Александр Колчак. По мнению депутата, реабилитация военной и творческой интеллигенции даст «толчок к гражданскому примирению» в сложный период геополитических вызовов.
— Далеко не все события, которые представлялись советской историографией с положительной стороны, при независимой проверке оказываются таковыми в действительности. Молодое советское правительство совершало серьезные ошибки и преступления, которые имели трагические последствия в дальнейшем, — говорит Милонов. — Реабилитация интеллигенции, духовенства, военных деятелей прежде всего необходима нашему современному обществу. Мы должны оценивать человека не с точки зрения победившей идеологической доктрины, а с позиции его вклада в развитие нашего общего дома — России.
Большевистское правительство в ходе политических репрессий обвиняло тысячи людей в предательстве, контрреволюционной деятельности, объявляло их врагами народа. На них, как правило, заводились уголовные дела, а затем этих людей приговаривали к расстрелу или ссылке в концлагерь. Виталий Милонов убежден, что все эти дела в отношении интеллигенции, военной и творческой элиты нужно пересмотреть и признать (если такие основания будут) людей невиновными.
Как отметил Виталий Милонов, по разным оценкам, в политической и судебной реабилитации нуждаются до нескольких тысяч человек, в спешке осужденных на смерть во время Гражданской войны и на протяжении 1920-х годов.
— Научное историческое сообщество вновь обратилось к непопулярным и «неудобным» в советское время страницам истории: среди соотечественников назрел запрос на непредвзятый взгляд на наше общее прошлое без налета коммунистической идеологии, — добавил Виталий Милонов.
Барон Роман фон Унгерн-Штернберг был русским генералом, участвовал в Первой мировой войне, был несколько раз ранен, за подвиги, храбрость и отвагу был награжден пятью орденами, в том числе орденом Святого Георгия (высшая военная награда в Российской империи) IV степени. Во время Гражданской войны барон фон Унгерн воевал на стороне белых, командовал Азиатской конной дивизией. В 1921 году Унгерн был осужден советской властью как предатель и сторонник монархии и расстрелян.
Глава Белого движения адмирал Александр Колчак был участником Русско-японской и Первой мировой войн (разрабатывал план минной блокады немецких баз), главнокомандующим Черноморским флотом (1916–1917). Удостоен множества наград, в том числе ордена Святого Георгия III и IV степеней. Во время Гражданской войны был предан союзниками и сдан большевикам. В 1920 году Колчак был без суда расстрелян — по мнению ряда историков, по личному приказу Владимира Ленина.
Оба военачальника до сих пор не реабилитированы.
Оправдать Александра Колчака в России пытались и ранее. Так, генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов (1995–1999) и начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Анатолий Квашнин (1997–2004) высказывались в 1990-е годы за реабилитацию адмирала. Однако в 1998 году после обращения в Генпрокуратуру руководителя Общественного фонда по созданию храма-музея в память о жертвах политических репрессий Сергея Зуева военный суд Забайкальского края признал Колчака нереабилитируемым. Позже члены Военной коллегии Верховного суда постановили, что заслуги Колчака до Гражданской войны не могут служить оправданием расстрелам коммунистов и тому, что Колчак не воспрепятствовал «террору в отношении гражданского населения» со стороны его контрразведки.
Однако в 2000 году защитники памяти адмирала обратились в Конституционный суд РФ, который постановил, что Забайкальский суд не имел права рассматривать дело Колчака, так как оно разбиралось без участия защиты. В 2004 году КС постановил, что дело Колчака не закрыто, так как суд первой инстанции (в котором ранее рассматривалось дело) нарушил юридическую процедуру.
Что касается барона фон Унгерна, то в 1998 году Новосибирский областной суд отказал в его реабилитации «на основе материалов восстановленного уголовного дела». Согласно этим материалам, Унгерн признан виновным «в вооруженной борьбе против советской власти с целью ее свержения и восстановления монархии, в расстреле советских граждан и лиц, сочувствующих советской власти, а также в сожжении деревень, находившихся на пути движения его дивизии».