Пять картин Фриды Кало
С 3 февраля по 30 апреля в петербургском Музее Фаберже открывается первая крупнейшая в России выставка работ Фриды Кало. 35 картин, привезенных в Россию, впервые представят российской публике — полотна художницы практически недоступны для экспонирования за пределами Мексики.
Фрида Кало — одна из самых ярких и самобытных художниц XX столетия. Ее жизнь была такой же бурной, как цвета ее полотен. Она протестовала против устоев, против общепринятого взгляда на вещи и даже против собственного тела, страдая в течение жизни от различных физических недугов, но при этом не зная удержу в употреблении алкоголя и сигарет. Кало не была профессиональным художником, но ее стиль наивного искусства (примитивизма), чаще всего находивший воплощение в автопортретах, стал известен по всему миру и получил множество подражателей. Но Фрида была и остается неповторимой — как и ее картины.
Кало создавала свои картины не только на холсте, но также на дереве или жести. «Госпиталь Генри Форда» написан на металлической пластине. После перенесенных травм Кало не могла иметь детей, и эта тайная боль также нашла отражение в ее работах: на них часто присутствуют мертвые дети, в основном младенцы. Обнаженная Фрида лежит на больничной койке, простыня под ней пропитана кровью, она плачет и держит в руке шесть нитей, которые ведут к шести символам — эмбриону, орхидее, некоей механической конструкции, костям таза, улитке и анатомическому разрезу женского лона.
Несмотря на телесные изъяны, Кало всегда пылко влюблялась и была окружена поклонниками. В 1929 году она вышла замуж за мужчину всей своей жизни — мексиканского коммуниста и художника Диего Риверу. Однако брак двух творческих людей оказался неудачным, и оба они часто искали нежности на стороне. Когда советский коммунист Лев Троцкий бежал в Мексику от захватившего власть в партии Сталина, он некоторое время жил в доме Риверы и Кало. Между Троцким и Фридой вспыхнула страсть, которая впоследствии стала слишком очевидной. Троцкому пришлось покинуть гостеприимный дом. На автопортрете, посвященном любовнику, Фрида предстает в красочном народном костюме, украшенная цветами, — настоящая богиня любви на пороге романтического свидания.
Ни на одном из своих многочисленных портретов Фрида не улыбается: лицо ее всегда серьезно, почти печально. Яркие женственные губы оттенены темными усиками, густые сросшиеся брови добавляют лицу торжественности. Фрида любила жизнь, мужчин и свою Мексику, оттого на ее полотнах она представала некоей сказочной страной — но из сказки страшной, где сочный красный цвет лент в черных волосах напоминает не только о пышных тропических цветах, но и о пролитой крови.
На этой картине Фрида выразила всю физическую и душевную боль, которую постоянно испытывала в течение жизни. В детстве она переболела полиомиелитом, а в ранней юности попала в автомобильную аварию и какое-то время была прикована к постели. У нее был сломан в нескольких местах позвоночник, повреждены конечности и внутренние органы. Хотя после многих операций Фрида снова смогла ходить, боль навсегда поселилась в ее теле. На картине полуобнаженную фигуру Фриды пронзают десятки гвоздей, а вместо позвоночника сквозь разрыв в теле виднеется сломанная ионическая колонна. И только корсет из белых бинтов удерживает эту конструкцию в вертикальном положении и не дает ей развалиться на куски. Эта картина — яркий контраст с остальными автопортретами Кало, где она всегда изображена среди экзотических цветов и животных, в буйстве красок природы и феерических нарядов в духе народных костюмов Мексики.
В работах Кало часто использовала фольклорные и природные мотивы, также элементы магического реализма. На этом странном автопортрете Кало изобразила себя в виде лани с человеческим лицом. Пышную прическу украшают ветвистые рога, а тело животного пронзили девять стрел. Что наша жизнь, как не темный колдовской лес, полный опасностей и жестокости?