Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж Ми-28НМ уничтожил личный состав ВСУ в интересах группировки войск «Север»
Мир
Красный Полумесяц сообщил о полном истощении запасов продовольствия в Газе
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 105 беспилотников ВСУ над 11 регионами России
Общество
Прокуратура проводит проверку по факту хлопка в жилом доме в Свердловской области
Происшествия
Вертолет Ми-8 с 22 пассажирами совершил аварийную посадку на Чукотке
Общество
ФСБ рассекретила документы по розыску нацистских преступников в годы ВОВ
Происшествия
Режим ЧС ввели в Верхоянском районе Якутии из-за лесных пожаров
Армия
Расчеты ПТРК «Корнет» пусками ракет уничтожили подразделения ВСУ в зоне СВО
Мир
В посольстве РФ напомнили желающим посетить Киев 9 мая словакам о бандеровцах
Мир
Председатель партии DOMOV Слота назвал санкции против РФ вредными для Словакии
Мир
Трамп встретился с переданной США в рамках обмена Карелиной
Мир
Трамп заявил о своей возможности назвать виновных в подрыве «Северных потоков»
Общество
В самарском аэропорту Курумоч сняли временные ограничения на работу
Общество
В Курской области сообщили о помощи в перемещении жителей Глушковского района
Общество
Жителя Приморья задержали за передачу разведке Украины данных об инфраструктуре
Мир
Шольц пожелал удачи Мерцу перед назначением нового канцлера ФРГ
Мир
Сийярто назвал плохой новостью возможный выход США из переговоров по Украине

К 85-летию

Журналист Максим Соколов — о том, почему не утихает нелюбовь к первому президенту России
84
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первого президента России Б.Н. Ельцина, 85-летие которого приходится на 1 февраля, продолжают активно поминать, причем далеко не все — «незлым, тихим словом». Много и поминающих словом злым и громким.

Вообще говоря, удивительного в этом мало, ибо посмертная судьба правителей России, какую ни возьми — всё незавидная. Взять хоть правителей XX века. Единственный из них, кто не удостоился обильных поношений, — это недолговечный К.У. Черненко. По краткости и неприметности царствования — эдакая Анна Леопольдовна XX века. А те, кто правил чуть дольше, — все получили (и до сей поры получают) от потомков сполна.

А поскольку на правление Б.Н. Ельцина приходятся события экстраординарного масштаба и значения, то даже будь он идеальной трезвости Брутом и Периклом, ему досталось бы по полной, потому что правитель отвечает за все издержки своего царствования. Они могут быть неизбежными, могут быть следствием его грубых ошибок и даже злодейских замыслов — для суровых потомков всякая вина виновата. Не диво, что общественное мнение качнулось в сторону деельцинизации.

Тем не менее в осуждении Б.Н. Ельцина есть некоторые странности. Уже 16 лет, как он ушел из Кремля и без малого 9 лет — из жизни. Исторические декорации ныне меняются быстро, и 1999 год — последний год его правления — отдает уже большой древностью. Не говоря уже о 1990–1991. Логично допустить, что горести и обиды, выпавшие на долю многих граждан в ельцинскую эпоху, должны постепенно забываться. Время — лучший лекарь, дело забывчиво, а тело заплывчиво.

Но нет. Немалая часть посмертных критиков Ельцина подобна нашим прибалтийским братьям, у которых время не лучший лекарь, а совсем наоборот. Чем дальше уходит в прошлое советский период в истории Прибалтики, тем сильнее ожесточение против России (возможно, ожесточение политиков, а народ кто же спрашивает). Сравните 1995 год, когда воззрение «Что было, то было, мертвых с погоста не носят» вполне имело хождение, с нынешним отважным остервенением. Правда, у прибалтов это есть, возможно, единственный способ напомнить о себе и выпросить субсидии на борьбу с вековечной русской угрозой, а всё более острое по мере все более дальнего ухода в прошлое переживание ельцинского правления — с него-то какой профит?

Вероятно, увеличение накала в критике Ельцина связано с общим ожесточением публичной полемики и всё более возрастающим разделением народа на большой и малый (пресловутое 86% — 14%). Тем не менее странно, что за все вынужден отдуваться покойный президент. Ведь сегодня он ни в какой мере не является священной хоругвью для 14%. В ходе недавней попытки навязать партии дискуссию о 1990-х с целью реабилитации той поры в широком общественном мнении раздавалось много голосов, описывающих то время как эпоху замечательной несмущаемой свободы, широкого творчества, цветения духа etc. — но совершенно без упоминания правительствующих тогда особ. Их — и в первую очередь Ельцина — как будто и не было, а дух цвел сам по себе.

Можно понять неприязнь охранителей к обобщенному Фейсбуковичу — слишком многое их разделяет, однако проблема в том, что Фейсбукович нимало не молится на Ельцина и даже, как правило, избегает самого упоминания его имени. Если же вспомнить старших представителей означенной плеяды, то в те самые 1990-е многие из них обращали свою свободолюбивую критику на Ельцина, и критика была острой и жгучей — взять хоть УЖК (уникальный журналистский коллектив) им. В.А. Гусинского. Так что логики в уязвлении Фейсбуковичей посредством посмертного поношения Б.Н. Ельцина немного. Конечно, в общественной (а равно и в частной) перебранке логика весьма часто страдает — и тем не менее.

Сегодняшнюю ярую критику первого русского президента, наверное, можно объяснить бегом времени — причем чрезвычайно быстрым бегом. Бесспорно, есть люди, которые с младых ногтей осуждали Ельцина, революцию 1991 года, лихие 1990-е, распад СССР, «Обнимитесь, миллионы», большой скачок к рынку и прочие яркие приметы эпохи. Они жили тогда, им было тошно, теперь им несколько менее тошно, потому что их точка зрения на те времена сделалась более популярной. Как раз к таким людям менее всего претензий — Hier stehe ich, ich kann nicht anders.

Но немалая часть сегодняшних критиков шла через преодоление своих тогдашних взглядов. Им верилось, что рынок решит все проблемы и приведет к скорому процветанию, что Европа (или США) — наш рулевой, поскольку всеблаг и замечательно умеет решать все проблемы, что разоружение (в том числе и одностороннее) — великое благо, ибо позволяет покончить с застарелым милитаризмом, что свобода нас встретит радостно у входа и братья меч нам отдадут (а не дадут, догонят и еще дадут). Потом выяснилось (причем зачастую на собственной шкуре, то есть весьма болезненным образом) что жизнь сложнее — причем существенно сложнее, и что «Голос Америки» и перестроечный журнал «Огонек» описывали ее несколько упрощенно.

Переоценка ценностей шла и шла, покуда они не впали в ретроградство и не стали поносить реформаторство — и президента-реформатора. Чем дальше, тем крепче.

С высот своего приобретенного дорогой ценою опыта они и стали поносить Б.Н. Ельцина, который в 1991 году безоглядно верил в то же, во что тогда столь же безоглядно верили и они. Критиковать таким образом весьма легко, но не сказать, чтобы очень честно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности