Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

У «черной пятницы» появился владелец

Роспатент закрепил товарный знак BLACK FRIDAY за одноименной компанией, чем поставил в сложное положение торговые сети и сайты-конкуренты
0
У «черной пятницы» появился владелец
Фото: REUTERS/Juan Medina
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России будет зарегистрирован товарный знак BLACK FRIDAY («Черная пятница»). Такое решение вынесла Федеральная служба по интеллектуальной собственности РФ (Роспатент). Правообладателем станет компания «Блэк Фрайдэй», которая владеет сайтом — агрегатором скидок (BlackFridaySALE.ru), предоставляемых ритейлерами во время «черной пятницы». Ранее Роспатент отказывал в регистрации этого товарного знака, поскольку «черная пятница» — это общепринятый термин, означающий начало глобальной распродажи в конце ноября каждого года. Но по результатам рассмотрения возражения ведомство решило, что традиционная для США акция в России малоизвестна, а именно «Блэк Фрайдэй» была первой компаний, которая провела масштабную распродажу в 2013 году. Товарный знак будет зарегистрирован в информационно-маркетинговых услугах, и, как утверждают юристы, магазины по-прежнему смогут самостоятельно использовать в рекламных акциях словосочетание BLACK FRIDAY. А вот другим сайтам-агрегаторам придется подыскать другое название.

ООО «Блэк Фрайдэй» еще в ноябре 2013 года подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака BLACK FRIDAY. Однако с первой попытки компания получила отказ, поскольку по результатам экспертизы было установлено, что это общепринятый термин, который имеет право использовать большое число производителей и торговых предприятий для продвижения товаров.

«Заявленное обозначение BLACK FRIDAY (черная пятница) представляет собой общепринятый термин, получивший мировую известность, широко используемый различными производителями и означающий начало традиционной глобальной распродажи, которая проводится во многих странах, — говорится в решении Роспатента. — Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке. Термин «черная пятница» появился в 1996 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США, а с 6 декабря 2013 года и в России».

«Блэк Фрайдэй» в 2015 году решила оспорить вердикт Роспатента. Компания утверждает, что россиянам словосочетание «черная пятница» малоизвестно.  

«В России начало новогодних распродаж в «черную», как и любую другую, пятницу, не является традицией, термин Black Friday известен лишь ограниченному кругу людей, проживающих в мегаполисах и часто бывающих в США и Западной Европе и приобретающих там товары; заявленное обозначение не ассоциируется у большинства российских потребителей с началом сезона скидок и воспринимается ими как фантазийное», — уверены в компании.

Кроме того, «Блэк Фрайдэй» напоминает, что именно эта компания впервые в России организовала базу данных с информацией о скидках в «черную пятницу».

«Никакими другими компаниями в 2013 году акции под названием Black Friday, а также реклама в средствах массовой информации с таким обозначением не проводились», — говорят в компании.

Домены же, которые сейчас содержат в своем составе слово blackfriday, были зарегистрированы после даты подачи заявки ООО «Блэк Фрайдэй» в Роспатент.

В итоге коллегия Палаты по патентным спорам Роспатента согласилась, что известное словосочетание «является изначально фантазийным», а экспертиза не привела ссылок на словари и справочники, где бы BLACK FRIDAY фигурировало в качестве термина.

Кроме того, регистрация товарного знака будет осуществлена только в отношении информационно-маркетинговых услуг. Таким образом, права торговых организаций не будут нарушены.

«Приведенные в перечне услуги 35-го класса МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), в отношении которых испрашивается правовая охрана, а именно: «агентства по коммерческой информации; ведение автоматизированных баз данных; изучение рынка; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования маркетинговые; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; услуги по сравнению цен», относятся к информационно-маркетинговым услугам, которые оказываются потребителям в сети интернет для поиска более выгодной информации о скидках, то есть они не являются услугами предприятий торговли по распродаже товаров», — говорится в решении Роспатента.

Роспатент вынес решение о регистрации 25 декабря 2015 года, и в ближайшее время сведения будут внесены в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Как пояснила партнер адвокатского бюро «Коренной и Партнеры» адвокат Анна Савинова, магазины действительно смогут самостоятельно использовать словосочетание Black Friday в своих интересах.

— Регистрация товарного знака не дает ООО «Блэк Фрайдэй» монополии на проведение рекламных мероприятий и акций под одноименным названием, — говорит Савинова. — Согласно решению Роспатента, товарный знак BLACK FRIDAY будет зарегистрирован компанией ООО «Блэк Фрайдэй» для ограниченного перечня услуг 35-го класса МКТУ — это исключительно информационно-маркетинговые услуги. Услуги рекламные и организация рекламных мероприятий, таких как одноименные акции в магазинах, были исключены из перечня услуг в процессе регистрации знака BLACK FRIDAY. А значит, магазины смогут проводить акции BLACK FRIDAY.

При этом, по словам адвоката, сайты-конкуренты ООО «Блэк Фрайдэй», скорее всего, будут вынуждены использовать другое название.

— С сайтами — агрегаторами скидок вопрос неоднозначный, зависит от вида услуг, которые они оказывают своим контрагентам. Например, деятельность интернет-магазинов не охвачена регистрацией этого товарного знака, — сказала Савинова.

С 2014 года распродажа конца ноября в России стала более глобальной, и в последние 2 года было организовано множество сайтов — агрегаторов скидок — blackfridayrussia.com, blackfriday.ru, BlackFridayRussia.com, blackfriday.promokodabra.ru, black-friday.sale и пр.

Официальный представитель проекта promokodabra.ru, который проводит «черную пятницу», Ирина Герасименко считает странным решение Роспатента.

— В заключении Роспатента сказано, что в 2013 году никто, кроме ООО «Блэк Фрайдэй», не проводил распродажу. Данное утверждение представляется не совсем верным, так как мы начали проводить «черную пятницу» именно в 2013 году. Мы будем продолжать работать на рынке в соответствии с законодательством РФ и учтем существование данного патента при планировании акций в 2016 году. Будем ли мы заниматься дальнейшими разбирательствами по этому вопросу, пока неизвестно. И всё же странно, что во всем мире распродажу Black Friday может проводить каждый, а в России — только одна компания, — говорит она.

По мнению Герасименко, агрегаторы скидок будут расширять понятие «черной пятницы» и устраивать другие акции.

— Всё большую популярность приобретает не просто «черная пятница», а целый «черный ноябрь», так как многие интернет-магазины предоставляют скидки раньше срока (или позже) или вообще проводят свои крупные акции, например «Всемирный день шопинга», который проводил в 2015 году «Алиэкспресс». Именно поэтому рост продаж будет происходить не только в «черную пятницу», но в течение всего ноября, на что, скорее всего, и станут ориентироваться и магазины, и агрегаторы скидок, — сказала она.

Как рассказала Герасименко, для компании регистрация товарного знака BLACK FRIDAY не имеет большого значения, так как «черная пятница» является лишь одной из многочисленных акций, которые проводятся в течение года. 

Отметим, что в 2014 году заявку на регистрацию Black Friday подавала и компания «М.видео» (розничная сеть по продаже электроники и бытовой техники). Как рассказала руководитель управления по связям с общественностью «М.видео» Ольга Кобзарева, Роспатентом было принято решение об отказе в регистрации примерно по той же причине: «словосочетание Black Friday является неохраняемым и представляет собой общепринятый термин».

— Отказ, полученный нами от Роспатента, полностью нас удовлетворил, поскольку целью подачи заявления о регистрации товарного знака было не монополизировать наименование, а иметь возможность его беспрепятственно использовать. И Роспатент подтвердил нам возможность использования обозначения, — говорит она.

Кобзарева опасается, что регистрация товарного знака ООО «Блэк Фрайдэй», возможно, будет ущемлять права магазина.

— Мы, безусловно, выражаем обеспокоенность такой позицией ведомства, так как в ответе, предоставленном как нам, так и ООО «Блэк Фрайдэй», однозначно говорилось о том, что словосочетание Black Friday является неохраняемым и представляет собой общепринятый термин. Для выработки позиции необходимо видеть свидетельство о предоставлении правовой охраны товарному знаку, что будет являться охраняемым элементом, что нет, в отношении каких услуг 35-го класса МКТУ. Мы, так же как и весь рынок, в спорных случаях будем использовать все доступные средства гражданско-правовой защиты своих законных прав и интересов, — заключила Кобзарева.

Комментарии
Прямой эфир