Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России уничтожили более 100 украинских боевиков на краснолиманском направлении
Мир
Евросоюз вывел из-под потолка цен две категории российских нефтепродуктов
Здоровье
Россиян предупредили о возможности появления тропических болезней в стране
Мир
Красный Крест призвал снять санкции с Сирии для облегчения помощи после землетрясения
Мир
Лукашенко заявил об ожидании новых санкций Запада против Белоруссии
Мир
Число погибших при землетрясении в Турции выросло до 3419
Мир
В Швейцарии допустили отказ от нейтралитета в вопросе поставок оружия Киеву
Наука
Космический грузовой корабль «Прогресс МС-20» затопили в Тихом океане
Мир
Россиянин погиб при землетрясении в Турции
Общество
Сотрудники ФСБ ликидировали ячейку террористов в Москве и Красноярске
Армия
Шойгу сообщил об освобождении ВС РФ семи населенных пунктов
Мир
СМИ узнали о планах ФРГ дать разрешение на поставку Киеву 187 танков Leopard 1

«Броненосец Потемкин» справил 90-летний юбилей

18 января 1926 года шедевр Сергея Эейзенштейна с размахом представили в 12 кинотеатрах Москвы, а в Большом театре устроили спецпоказ
0
«Броненосец Потемкин» справил 90-летний юбилей
Кадр из фильма «Броненосец Потемкин». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ровно 90 лет назад Сергей Эйзенштейн представил публике свою черно-белую картину «Броненосец Потемкин», ставшую одним из символов мирового кинематографа. Премьера была приурочена к 20-летней годовщине революции 1905 года. Изначально планировалось, что в сценарии должны отразиться все события этого года: Эйзенштейн должен был ездить на съемки по всей стране — от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. 

— Изначально броненосцу «Потемкин» в сценарии было посвящено всего несколько строк, — рассказывает кинокритик Леонид Павлючик. — Но потом Эйзенштейн принял разумное решение сосредоточиться на одном эпизоде сценария. Вместе с Григорием Александровым они переделали сценарий и успели к поставленным свыше срокам.

Картину зрителям с размахом представили в 12 кинотеатрах Москвы. В «Государственном Электротеатре» (сегодня это кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате) весь персонал был переодет в военную форму, а само здание превратили в модель военного корабля. Но самая грандиозная официальная премьера для элитной публики состоялась в Большом театре. По сути, это была первая светская кинопремьера в СССР — в лучших голливудских традициях.

Кстати, специально для премьеры в Большом Эйзенштейн воспользовался уже известным кинематографистом способом: вручную раскрасил 180 кадров, чтобы флаг на «Потемкине» в финальной сцене был красного цвета. Эффект был ошеломительный: когда красный флаг возник на экране, в зале поднялись крики радости и восторга, аплодисменты. 

— «Броненосец Потемкин» — картина относительно простая, с четко прослеживающимся сюжетом, с яркими эпизодами, например, «Одесская лестница», которая сразу стала абсолютной классикой, — отметил кинокритик Кирилл Разлогов. — Поэтому именно эта картина стала центральной в представлении о классическом советском кино, и о творчестве самого режиссера. «Броненосец Потемкин» — фильм, в котором художественный метод Эйзенштейна достиг совершенства. Он открыл для мира новую технологию и новую проблематику: это было время, когда авангардные поиски в кино проходили во многих странах, и Эйзенштейну удалось связать авангардные поиски с текущим политическим моментом и с интересом широкого зрителя.

«Броненосец Потемкин» пользовался равным успехом и в СССР, и на Западе. Причем до сих пор на Западе чаще всего режиссеры цитируют именно Эйзенштейна, а не Тарковского, как их российские коллеги.

— Это картина абсолютно новаторская, — отмечает Павлючик. — Специально для нее хотели даже хотели учредить Нобелевскую премию в области кино, но, к сожалению, не сложилось. Зато в опросе ста ведущих критиков, проводившемся в 1956 году в Брюсселе, «Броненосец «Потемкин» занял первое место.

Справка «Известий»

«Броненосец Потемкин» был снят Эйзенштейном в 1925 году на киностудии «Мосфильм». По сюжету команда матросов на броненосце «Потемкин», стоящем на якоре возле Одессы, подняла бунт против капитана и офицеров, так как их кормили гнилым мясом. Вождем бунта стал матрос Вакуленчук (его сыграл актер Александр Антонов). В это время в городе царские войска расстреливают мирное население на одесской лестнице. В конце фильма «Потемкин», на котором развевается красный флаг, как бы «выплывает» с экрана в зрительный зал. Однако снимался в картине не настоящий «Потемкин», который к тому времени был списан и сдан в утиль. Вместо него в фильме был задействован броненосец «Двенадцать апостолов».

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир