Снос московских самостроев перенесли
Мэрия Москвы приняла решение приостановить на время намеченное на январь начало сноса 104 зданий, которые, по мнению городских чиновников, являются самостроями. Мораторий на снос будет действовать до февраля, об этом «Известиям» сообщил председатель отраслевого направления «Деловой России» по коммерческой недвижимости Эдуард Гулян. По его словам, решение о переносе демонтажа коммерческих зданий на месяц принято в столичной мэрии неофициально, но эту информацию подтвердили в префектурах, управах и аппарате уполномоченного при президенте по правам предпринимателей Бориса Титова. Напомним, что днем ранее стало известно об обращении десятка предпринимателей из списка «104» к мэру Москвы Сергею Собянину и генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой не допустить сноса.
— Мы звонили по префектурам. Информация подтвердилась — до февраля никаких сносов не будет. Налаживается диалог, — рассказал Эдуард Гулян.
Решение о сносе 104 самовольных построек у станций метрополитена было принято столичными властями в начале декабря 2015 года. Согласно постановлению № 829-ПП правительства Москвы, демонтированы должны были быть торговый центр «Пирамида» на Тверской улице, павильоны у выходов со станций метро «Сокол», «Сухаревская», «Таганская», «Кропоткинская», «Динамо», «Чистые пруды» и др. Однако владельцы торговых площадей обращают внимание на то, что сносить постройки без лишения владельцев права собственности нельзя. Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин считает, что разбираться нужно с каждым отдельным собственником. По его словам, из 104 строений как минимум на 40 точно имеются свидетельства о собственности и необходимая документация.
— То есть нельзя их сносить без решения суда. Если мы нарушаем этот принцип, мы разрушаем фундаментальные государственные институты, что в итоге может привести к очень печальным последствиям, — пояснил он. — Многие из объектов совершенно законные — имеют свидетельства о регистрации, выписки из кадастровых планов, с точки зрения права являются легализованными объектами, которыми кто-то владеет. Но есть и объекты, на которые нет правоустанавливающих документов.
Владислав Корочкин считает маловероятным, что какие-то здания могли долго стоять на территории Москвы и функционировать без согласия городских чиновников.
— Очевидно, если какое-либо строение возводилось, то с кем-то из чиновников это было согласовано. Иначе быть не могло, потому что без этого любая стройка была бы прекращена на следующий день после начала. Соответственно, предприниматели несли официальные и неофициальные затраты на согласование, — пояснил он.
Эдуард Гулян уверен, что в результате сноса порядка 15–17 тыс. рабочих мест будут потеряны. Он говорит, что те проблемы, которыми мэрия обосновывает необходимость сноса павильонов, решаемы техническим путем.
Столичные же чиновники считают, что имеют право сносить объекты и в досудебном порядке, если те размещены на коммуникациях. Такая возможность появилась у регионов летом 2015 года, когда соответствующие поправки были внесены в ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка». В постановлении правительства Москвы говорится, что большинство построек расположены именно в «охранных зонах».
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев считает, что самострои могут являться причиной ряда городских проблем, связанных с архитектурой и коммуникациями.
— Но в то же время мы знаем массу случаев, когда мэрия выделяет участок, предприниматель начинает согласовывать, собирать разрешения на строительство, а там нужно собрать несколько десятков подписей, люди получают одобрение по первому кругу, идут на второй круг, тратят деньги. Но потом на каком-нибудь третьем круге обсуждения мэрия меняет что-то — и появляется сразу же нарушение. Если такая ситуация возникает, то есть были согласования и до определенного времени положительные, то просто так людям отказывать нельзя, а следует вопрос проводить через общественные слушания, — уверен депутат.