Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
АдГ впервые обошла блок Мерца в рейтинге популярности партий ФРГ
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Экономика
Мишустин указал на системное финансирование проектов РФ инвесторами
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Происшествия
Российский ученый пропал во время экспедиции на остров в Каспийском море
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Общество
Марианна Максимовская стала генеральным директором «VK Видео»
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
Великобритания заключила контракты на $40,1 млн на поставку дронов Украине
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Авто
Общие полисы ОСАГО для РФ и Белоруссии начнут продавать с 23 апреля
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Происшествия
В Белгородской области при ударе дрона ВСУ по автомобилю погиб водитель
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Мир
Вэнс указал на поиск США торговых партнеров с принципами справедливости
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Глаза завидущие, руки загребущие

Журналист Исраэль Шамир – о том, можно ли умерить аппетиты саудовских шейхов
228
Выделить главное
Вкл
Выкл

Нечасто газете «Известия» (и мне) доводится совпасть по тону с передовой статьёй газеты «Нью-Йорк таймс». Но относительно причин конфронтации Саудовской Аравии и Ирана мнение цивилизованного человечества – от Нью-Йорка до Москвы – едино. Варварские казни, которыми саудиты «отметили» Новый год, Рождество Христово и Рождество Пророка Мухаммада, вызывают общее негодование.

Среди приговоренных к смерти – палестинский поэт Ашраф Файяд (его обвиняют в атеизме). Среди казненных – шиитский аятолла (епископ) шейх Нимр аль-Нимр, известный своей миротворческой деятельностью и защитой прав шиитского меньшинства в КСА, человек, далекий от насилия и пропаганды насилия. Негодование его единоверцев в Тегеране вылилось в разгром саудийского посольства, на что саудиты ответили отзывом посла и разрывом дипломатических отношений.

Их примеру последовали сателлиты Эр-Рияда: Бахрейн (практически оккупированный саудийской армией после восстания шиитского большинства), Судан и ОАЭ.

Быстрая эскалация указывает на готовность и желание саудийской монархии поставить регион на грань еще одной войны, как будто им мало войн в Сирии и Йемене. Россия выступила с инициативой как посредник и миротворец, справедливо полагая, что народам Ближнего Востока эта война (как и любая другая) не нужна.

Но правители Саудовской Аравии - одна бесконечно богатая арабская семья, распоряжающаяся королевством как своей частной вотчиной, - видимо, считают, что угроза новой войны позволит им подавить народное недовольство, вызванное резким падением нефтяных доходов и неудачными военными авантюрами.

Потомкам эмира Сауда, феодального правителя полупустынного округа Неджд в Аравийской пустыне, сказочно повезло. Они свергли потомков Пророка и захватили священные для мусульман города Мекку и Медину, они овладели запасами нефти, превратили их в несметные богатства. Они стали своими в Пентагоне и на Уолл-стрите, купили пол-Лондона, даже с Израилем подружились.

Мусульманам саудийские нефтедоллары добра не принесли – только беды. Саудийские деньги и американское оружие в руках саудийского принца Усамы бен Ладена разорили Афганистан, Боснию, Чечню. Они не помогли противнику США - суннитскому Ираку Саддама Хуссейна. Ничего не дали суннитам - палестинцам Газы, страдавшим от израильских бомбежек. Обещали – да. Обещали миллиарды. Саудиты любят обещать. Но платить? Их деньги уходят на импорт роскоши и оружия и на экспорт своей экстремистской идеологии – в частности, и в Россию.

Как старухе из «Сказки о золотой рыбке», им всего было мало. В последние месяцы саудиты зашли так далеко, что наблюдатели говорят о «смене парадигмы». Они всерьез поверили в свое всемогущество. Уже и места в Совбезе ООН им показалось мало. Они обрушили демократически избранный мусульманский режим в Каире и предпочли здесь военного правителя (который, впрочем, не пошел у них на поводу).

Они  – вместе с их карликовым близнецом Катаром - способствовали разрушению Ливии, а затем, вместе с американскими и турецкими секретными службами, оплатили переброску оружия в Сирию, развязав там кровопролитную войну. Они подталкивали Эрдогана на его безумную авантюру в Сирии. Сейчас они требуют смещения законного правительства в Дамаске – даже ценой уничтожения страны.

Саудиты сулили миллиарды России, чтобы та сдала Сирию, как будто Москву можно подкупить, как Киев. Президент Путин прекрасно понял игру тогдашнего главы саудийской секретной службы принца Бандара и отправил его восвояси несолоно хлебавши.

В марте 2015 саудиты напали на соседний Йемен для того, чтобы вернуть к власти своего ставленника, ушедшего в отставку бывшего президента Абд Раббу Мансура Хади, мандат которого истек еще в феврале 2014-го. Если б не вмешательство саудитов, йеменцы давно бы договорились между собой. Тысячи йеменцев погибли под саудийскими бомбами, но военных успехов саудиты не снискали. Им приходится привозить наемников из Колумбии, чтобы удержать фронт.

Им бы успокоиться, но нет. Всего им мало. Хочется быть владычицей морскою. Они заявили о создании «исламского НАТО», военного блока десятков исламских государств, который под началом Эр-Рияда будет воевать против «терроризма»! Это была чистая фантазия – лидеры стран, которых «включили» саудиты в свой «военный блок» (тут каждое слово надо закавычить), впервые прочли об этом в газете.

И вот сейчас им нужна война с Ираном, о которой мечтают ястребы в Тель-Авиве и Вашингтоне. Саудитам кажется, что их планы срываются из-за козней Ирана. Но неудачи вызваны несоответствием пожеланий и возможностей. И без Ирана потомки Сауда исчерпали лимит своего везения.

Если бы они не стремились распространять свою агрессивную идеологию и вмешиваться в дела соседей, они могли бы мирно и хорошо жить и не было бы миллионов беженцев и сотен тысяч трупов от Триполи до Алеппо, от Адена до Грозного. А так – они могут еще кончить у разбитого корыта.

Впрочем, мораль моралью, а политика политикой. Осуждая роль КСА в Йемене и Сирии, Россия считает, что плохой мир лучше доброй войны, и старается добиться примирения между сторонами на основе взаимного уважения суверенитета всех стран региона. Еще не поздно Эр-Рияду и Тегерану зарыть томагавк войны, чтобы доходы от нефти шли на благо народов, а не на поставки оружия и наемников. А мораль и высшую справедливость лучше оставить небесам – им сверху виднее.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением