Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Катастрофа самолета Boeing 737-500 в Казани произошла по вине экипажа

МАК после 2 лет работы завершил расследование авиакатастрофы в аэропорту Казани, произошедшей 17 ноября 2013 года
0
Катастрофа самолета Boeing 737-500 в Казани произошла по вине экипажа
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследования катастрофы Boeing 737-500, принадлежащего  авиакомпании «Татарстан». 17 ноября 2013 года самолет следовал рейсом U9-363 из аэропорта Домодедово (Москва) в аэропорт Казани. Как установили эксперты, причиной катастрофы стал непрофессионализм пилотов, которые при заходе на посадку в аэропорту не смогли вывести самолет из пике. В результате Boeing 737-500 рухнул на землю. Все находившиеся на его борту — 6 членов экипажа и 44 пассажира — погибли.

«По заключению комиссии расследования МАКа, причиной катастрофы Boeing 737-500 в аэропорту Казани стали систематические нарушения системы безопасности полетов со стороны Росавиации, МТУ воздушного  транспорта республики Татарстан,  которые допустили к полетам неподготовленный экипаж», — говорится в документе МАКа (есть в распоряжении «Известий»).

Изучая данные бортовых самописцев, эксперты выяснили, что при уходе самолета во время посадки в аэропорту Казани на второй круг пилот из-за плохой профессиональной подготовки отключил автопилот, отправив самолет в пике. Когда экипаж понял, что совершил ошибку, он — опять же, как считают эксперты, из-за своей низкой квалификации, — не сумел вывести лайнер из крутого пикирования (угол 75 градусов), что привело к столкновению Boeing 737-500 с землей.

В результате катастрофы все находившиеся на его борту 50 человек погибли. Это 6 членов экипажа и 44 пассажира, среди которых были сын президента Татарстана Ирек Минниханов, супруга комментатора телеканала «Россия 2» Романа Скворцова Эллина с дочерью Дарьей Арташевой и глава УФСБ по республике Татарстан Александр Антонов.

Между тем, по данным расследования МАКа, приземление в аэропорту Казани, который оборудован современной курсо-глиссадной системой посадки, не представляло большой сложности для экипажа. Приборы Boeing способны в автоматическом режиме захватить сигналы от навигационных маяков аэропорта, а его компьютер — поставить машину на наклонную прямую — глиссаду, по которой происходит штатное снижение.

Однако, по данным МАКа, «стандартный заход на посадку в аэропорту Казани в соответствии с установленной схемой» не удался.

«Пилотам Рустему Салихову и  Виктору Гуцулу пришлось уходить на второй круг, из-за того что самолет оказался в непосадочном положении, из-за погрешности в определении местоположения лайнера, которое произошло из-за сбоя бортовых систем. А экипаж оказался не готов самостоятельно, без помощи автоматики, определить координаты посадки лайнера. Не помогли ему в этом и наземные службы организации воздушного движения аэропорта Казани», — говорится в документах МАКа.

Эксперты утверждают, что результаты расследования специалистов МАКа были подготовлены еще весной 2015 года, однако представители Росавиации настаивали на том, что причиной крушения стали конструкторские особенности лайнера Boeing 737-500, а не так называемый человеческий фактор — вина экипажа.

Из документа, который есть в распоряжении «Известий», следует, что причиной катастрофы самолета является отказ системы управления рулем высоты.

— Но, как выяснили специалисты, причина, на которой настаивали в Росавиации, не нашла подтверждений не только в МАКе, но и в Национальном совете США по безопасности на транспорте, который изучал все материалы расследования катастрофы в Казани, — рассказал «Известиям» эксперт по авиационной безопасности одной из авиационных государственных корпораций.

«Представитель «Росавиации», участвовавшие в расследовании катастрофы в Казани, Николай Студеникин в своем особом мнении утверждает, что причиной катастрофы Boeing 737-500 является отказ системы управления рулем высоты, но это не так. Это решение, скорее всего, вызвано желанием защитить свое ведомство, которое несет ответственность за подготовку пилотов и авиационную безопасность в стране», — утверждается в документах МАКа, которые есть в распоряжении «Известий». 

Но, по данным источников «Известий» в МАКе, именно из-за настойчивой позиции Росавиации, утверждающей, что причиной катастрофы Boeing 737-500 в Казани явился отказ системы управления рулем высоты, авиарегистр МАКа 4 ноября 2015 года приостановил сертификаты на самолеты данного типа.

Стоит напомнить, что фактически это решение МАКа ничего не изменило: разрешение на полеты всё равно выдает Росавиация. К тому же отзыв сертификата распространялся не на все самолеты Boeing 737-500, а лишь на те, что зарегистрированы в России.

Отечественные авиакомпании предпочитают регистрировать самолеты преимущественно на Бермудах и в Ирландии.

Boeing 737-500, зарегистрированных в России, нашлось только шесть: два самолета «Газпромавиа» и четыре — дальневосточной «Авроры». Все шесть самолетов продолжили выполнение полетов в штатном режиме. 

Данное решение МАКа позволило чиновникам от Росавиации поднять вопрос о  бесполезности этого органа.

— Вопрос о перераспределении функций МАКа между другими ведомствами обсуждался вице-премьерами Игорем  Шуваловым и Аркадием Дворковичем давно, но мешал лоббистский ресурс бессменного главы комитета Татьяны Анодиной, — рассказывает собеседник «Известий» из аппарата правительства РФ. — Ведь за четверть века, что существует МАК, многие его функции как регулятора устарели и требовали пересмотра. Например, сертификация типов воздушных судов, которой во всем мире занимается национальный орган, каким в РФ является Росавиация. И для многих «молодых» управленцев было просто непонятно, почему в России этим занимается некая структура под названием МАК.

— Нас просто подставили, найдя причину для скандала, чтоб дать повод правительству расправиться с нами, — говорит собеседник «Известий» из МАКа.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил на заседании правительства, состоявшемся в начале декабря 2015 года, что он принял решение передать функции Межгосударственного авиационного комитета по сертификации воздушных судов, двигателей и аэродромов трем ведомствам: Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации. В правительстве не исключают, что в 2016 году у МАКа могут забрать и функцию расследования авиационных происшествий и передать Росавиации.

Согласно поручению премьер-министра РФ, функции МАКа по сертификации типов воздушных судов будут переданы Росавиации, аэродромов — Минтрансу, а двигателей и воздушных винтов — Минпромторгу.

— Ранее эти функции были делегированы МАКу, по сути, в добровольном порядке, — отметил в своем выступлении на заседании правительства Дмитрий Медведев. — Время показало, что эти полномочия нужно иметь именно нашей системе исполнительной власти для совершенствования системы государственного управления гражданской авиацией. Премьер-министр добавил, что полномочия будут закреплены в положениях об этих министерствах и агентстве.

Комментарии
Прямой эфир