Госведомства компенсируют затраты на транспорт своим сотрудникам
Федеральная таможенная служба (ФТС) намерена купить за 30 млн рублей 11,6 тыс. единых проездных билетов на метро и наземный общественный транспорт в Москве для своих сотрудников. А в Следственном комитете пришли к выводу, что в целях экономии выгоднее не «гонять» служебные машины, а стимулировать сотрудников пользоваться личным транспортом. Для этого специальным приказом была введена система компенсации: следователи получат прибавку от 1,6 тыс. до 4,1 тыс. рублей в месяц, если используют личный автомобиль для поездок по служебным делам.
В конце ноября 2015 года глава СКР Александр Бастрыкин подписал приказ о компенсациях сотрудникам комитета за использование личного автомобиля или мотоцикла. Теперь следователям будут возмещать расходы на бензин, ремонт и обслуживание, если они использовали машину в служебных целях. Размер компенсаций составит от 1,6 тыс. до 4,1 тыс. рублей в месяц. 1,6 тыс. заплатят тем следователям, кто ездил на допросы, места совершения преступлений и по другим рабочим надобностям на мотоцикле, 3,3 тыс. — владельцам машин с двигателем объемом до 2 тыс. куб. см, и 4,1 тыс. рублей — тем, у кого машины с двигателем объемом 2 тыс. куб. см и более. Примечательно, что эти правила распространяются как на машины, находящиеся в собственности у сыщиков, так и на те автомобили, на которых они ездят по доверенности.
Таможенники пошли по другому пути. В декабре ФТС выставила заказ почти на 30 млн рублей на закупку 11,6 тыс. единых проездных билетов на общественный транспорт Москвы для своих сотрудников. Стоимость одного билета составит около 2,5 тыс. рублей. Речь идет, согласно конкурсной документации, о билетах на автобусы, троллейбусы и трамваи, а также метро и монорельс.
Таким образом, ФТС отказалась от практики постфактум компенсировать транспортные расходы своим сотрудникам.
Эксперты считают, что ведомством двигало желание облегчить финансовую нагрузку на своих сотрудников.
— Раньше, до 1999 года, сотрудники ФТС пользовались правом бесплатного проезда по предъявлению служебного удостоверения. Потом, когда это отменили, через бухгалтерию можно было получать компенсацию при предъявлении проездных документов, чеков и так далее, — рассказал «Известиям» адвокат Марат Файзулин, в прошлом заместитель начальника главного управления по борьбе с контрабандой ФТС. — Но этим мало кто пользовался, потому что нужно было собирать и хранить чеки — весьма муторный и бюрократический процесс. Возможно, из-за сложностей процесса компенсации ведомство решило упростить жизнь своим сотрудникам, которые ежедневно по работе вынуждены ездить на общественном транспорте за свои деньги, и приобрести им проездные.
Эксперты неоднозначно оценивают инициативу ФТС.
— Со следователями всё понятно — там реальная экономия, ведь сотрудники постоянно куда-то ездят, участвуют в допросах, следственных экспериментах в разных частях города, — рассказал «Известиям» глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — А в таможне об экономии говорить не приходится. Сотрудники таможни приписаны к определенным постам, и мероприятий оперативного характера у них многократно меньше. То есть они приезжают на работу и весь день работают, сидя на одном месте, и никуда в течение дня большинству сотрудников ездить не приходится. Поэтому, что значат покупки билетов для таможни, мне непонятно, зачем такие траты. Тем же сотрудникам МВД такая закупка нужнее.
Сотрудники Следственного комитета имеют право бесплатного проезда на общественном транспорте. А новая норма о компенсации за авто предусматривает возможность использовать только один вид льгот: либо компенсацию, либо бесплатный проездной. Поэтому рядовые сотрудники СК восприняли введение компенсации без энтузиазма.
— Этот приказ повторяет существовавший приказ прокуратуры, выпущенный еще до образования СК, — рассказал «Известиям» один из столичных следователей. — И у него есть одна неприятная особенность: если сотрудник начинает пользоваться этими компенсациями за личное авто, у него автоматически отбирают бесплатный проездной на общественном транспорте. Так что приходится выбирать. Пусть начальство либо оставляет оба бонуса, либо вообще не надо никаких компенсаций.