Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Бегущие из больниц

0
Бегущие из больниц
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дефицит кадров в системе здравоохранения достиг впечатляющих масштабов: в отрасли не хватает до 40 тыс. врачей и до 270 тыс. медсестер. Хромает и качество подготовки молодых специалистов. «Известия» решили разобраться, что заставляет начинающих врачей сторониться государственных больниц и поликлиник и удастся ли в обозримом будущем эту проблему решить.

Ежегодно из подведомственных Минздраву вузов выпускается около 32 тыс. молодых специалистов. К 2017 году этот показатель планируется довести до 37 тыс. Однако дефицит кадров в государственных больницах, а особенно в поликлиниках, не сокращается: работать сюда не всегда приходят даже те молодые специалисты, что учились в вузах по целевому набору. Об остальных и говорить нечего. «Вместо пяти терапевтов у меня работают три врача, вместо четырех педиатров — два, — признается главврач небольшого поселка в Московской области. — Второй месяц нет окулиста, приходится отправлять пациентов в районный центр, а это 40 минут езды на автобусе. Представляете, каково бабулям приходится? Как только уходит в отпуск или на больничный единственный хирург — всё, в поликлинике начинается тихий ужас: и так у его кабинета очереди по двадцать человек каждый день набираются, а тут людям со сломанными руками или ногами опять же в районный центр ехать приходится».

При прочих равных

Сегодня будущих медиков готовят в 46 специализированных вузах Минздрава России, на 36 медицинских факультетах государственных университетов Минобрнауки, в двух образовательных организациях правительства РФ, в двух образовательных организациях Минспорта, в четырех образовательных организациях субъектов РФ, а также в восьми негосударственных вузах. По мнению экспертов, в наиболее выигрышном положении оказываются студенты вузов Минздрава: именно эти институты и университеты имеют сильную клиническую школу и мощные базы практики, в то время как вузы Минобрнауки обеспечивают будущих врачей лучшей подготовкой по фундаментальным дисциплинам. При этом в различных властных структурах все чаще звучат предложения передать ведомственные вузы в ведение одного министерства — Минобрнауки. Однако мировой опыт не дает однозначного ответа на вопрос: по какой модели лучше учить будущих медиков. Так, в США превалируют не медвузы, а медицинские факультеты: соотношение составляет 95 к 5%. В Азии такое соотношение составляет примерно 50 на 50%. В ближневосточной модели упор сделан на подготовку кадров в специальных медицинских образовательных учреждениях, в них обучается примерно 80% потенциальных врачей.

Эксперты советуют в отечественных реалиях с таким решением не торопиться. Изменение ведомственной принадлежности вузов сегодня может поставить под угрозу качество подготовки и повышения квалификации врачей, а также разрушить сложившиеся медицинские школы и взаимосвязь образовательных учреждений с практическим здравоохранением, предупреждают они. «При переподчинении медвузов возникнут проблемы с практикой. Вы представляете, каким будет качество образования, если оно будет даваться преимущественно в аудиториях, без упора на практические навыки?» — отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин.

Аппетиты придется умерить

«Не лучшим образом на качестве образования медиков сказывается и тот факт, что слишком много студентов в медвузах обу­чается на коммерческой основе», — отметила Салия Мурзабаева, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья. По ее данным, в целом по стране на коммерческой основе учится более 35% будущих медиков, а в ряде вузов доля коммерческого обучения значительно выше и достигает 50%. «Однако увеличение числа студентов за счет обучающихся на коммерческой основе влечет за собой рост нагрузки на преподавателей, нехватку учебных аудиторий, превышение нормативов по числу студентов в группах. Соответственно страдает качество подготовки молодых специалистов», — подчеркнула Салия Мурзабаева.

В настоящее время ограничений по объему коммерческого обучения не предусмотрено. Этот процесс идет на основе лицензионных требований каждого вуза, и ректор вправе сам принимать решение. В результате желание заработать зачастую ущемляет качество образования. «Совместно с Минздравом мы рассмотрим возможности регулирования приема на коммерческой основе», — пообещала Салия Мурзабаева. Взамен вузам могут увеличить бюджетное финансирование на одного студента. «В этой ситуации увеличится и стоимость платного обучения, так как она не может быть ниже стоимости обучения на бюджетной основе. Но в любом случае это соотношение должно быть оптимальным, обеспечивая высокое качество образования. Если будет иначе, дети просто не пойдут учиться», — полагает депутат.

Тревожит парламентариев и отток молодых специалистов, получивших образование по целевому приему, в частные клиники. Выходит, что в вузы этих специалистов отправляли муниципалитеты, однако, получив высшее образование, молодые медики идут работать не в государственные больницы и поликлиники, а в коммерческие. По мнению Салии Мурзабаевой, было бы справедливо, если бы частные клиники также отправляли на обучение специалистов: «Возьмем, к примеру, нефтяные компании, они же помогают получить образование молодым специалистам по тем профессиям, которые им нужны. Почему же в стороне остаются частные медицинские учреждения?».

С каждым годом этот вопрос становится все более актуальным. По данным Росстата, количество частных медицинских клиник в России уже сегодня почти в два раза превышает количество государственных. Эксперты рынка прогнозируют, что в ближайшие годы темпы роста в этом секторе составят 12–15%. К бурному развитию платной медицины подталкивает несовершенство государственной. Причем одним из показателей этого «несовершенства» все больше пациентов называет невозможность в кратчайшие сроки попасть на прием к тому или иному специалисту. А на прием по первому требованию к ним, понятное дело, не записывают не из вредности, а просто потому, что специалистов этих катастрофически не хватает. Такой вот замкнутый круг!

Пройдемте в морг?

Другой бич отечественной системы подготовки медкадров — «перекосы» в стационарном и поликлинических звеньях: молодые врачи охотно идут работать в больницы, а вот на должность специалистов первичного звена — терапевтов и педиатров — сегодня мало кто претендует. И дело не только в финансах, но и в психологии. «После декрета на работу в поликлинику выходить не хочу... Пациенты действительно не понимают, в каких условиях работает врач и за какую зарплату и в каком темпе мы должны расхлебывать весь их негатив и психологические проблемы, которые они к нам тащат на прием, — возмущается анонимный медик на одном из тематических форумов в интернете. — Работа педиатра — это работа ветеринара: ребенок, естественно, не может сформулировать, а мамы не удосуживаются прийти на прием подготовленными. А в жизни полно быдла, и вы же знаете, что чем ниже интеллект, тем шире рот»...

И это рассуждения врача со стажем, что же говорить о тех, кто только начинает делать первые шаги в профессии. Зашкаливающее число «сбежавших» из поликлиник молодых специалистов рождает дискуссии о том, не стоит ли вернуться к системе госраспределения. Ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова Петр Глыбочко уверен — «закрепить» выпускников медвузов на местах можно и другими способами: «Мы живем в XXI веке, и нужно использовать новые законы, подходы и практики. Один из них — создание системы непрерывного медицинского образования по следующей цепочке: школа–вуз–клиника. Нужно готовить профессионально ориентированного школьника. Тогда нам не придется отчислять студентов из медицинских вузов после того, как они «неожиданно» выяснят, что не хотят учиться на врача, а хотят быть экономистами». Проект «медицинский класс в медицинской школе» «первый мед» реализует совместно со столичным департаментом здравоохранения. Сегодня в нем участвуют 63 школы. «Однако количество школ не должно быть слишком большим, в будущем они будут отбираться на конкурсной основе», — отметил Петр Глыбочко.

Не менее «действенный способ» отсеивать из профессии «лишних людей» в ходе круглого стола в Госдуме предложил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Вот они собираются поступать, давайте их в морг поведем, — предложил он. — В обморок упал — убираем оттуда. Можно сходить в процедурную, где делают уколы. У части абитуриентов тоже голова закружится, и они тоже поймут, что эта профессия не для них. И после мы не будет сталкиваться с «фальшивыми студентами», которые в принципе не могут работать врачами».

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...