Операция в Сирии не обременит бюджет
В бюджет 2016 года заложена военная операция России по борьбе с террористами в Сирии. Как рассказал «Известиям» высокопоставленный собеседник в правительстве, военная операция в Сирии укладывается в бюджет Минобороны и не требует дополнительных денежных средств. Собеседник «Известий» в военном ведомстве подтвердил, что суммы заложены без изменений, а увеличение бюджета не предвидится, так как Министерство обороны отказалось от проведения ряда учений в следующем году. Как подчеркивает высокопоставленный источник в правительстве, «один день в Сирии стоит в два раза меньше одного дня военных учений».
— Один день операции в Сирии стоит значительно меньше, чем день учений Министерства обороны. Военная операция в Сирии никаким образом не влияет на увеличение бюджета. Учения зачастую обходятся значительно дороже. Все расходы на военную операцию вошли в итоговый бюджет на 2016 год и останутся на прежнем уровне, — отметил высокопоставленный чиновник в правительстве.
В Министерстве обороны подтвердили эту информацию. Как пояснил собеседник «Известий» в военном ведомстве, было принято решение отказаться от некоторых военных учений в следующем году и направить имеющиеся средства на военную операцию в Сирии.
— Военные действия против террористической организации в Сирии — это реальность, а не учения. Но чтобы не было дополнительных затрат, решено исключить некоторые военные учения, планируемые в следующем году, — заявил собеседник, не раскрыв данные о том, сколько учений и в каких регионах отменены.
В 2013 году Минобороны России провело 9 учений, в 2014-м — 5, а в 2015-м — 10. В этом году прошли следующие учения: совместное российско-индийское антитеррористическое учение «Индра-2015», стратегическое командно-штабное учение «Центр-2015», российско-белорусское оперативное учение «Щит Союза-2015», международное учение «Славянское братство-2015», совместное учение Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности «Взаимодействие-2015», российско-китайское военно-морское учение «Морское взаимодействие-2015», российско-монгольское учение «Селенга-2015», российско-египетское военно-морское учение «Мост дружбы-2015», проверка боевой готовности Северного флота, отдельных соединений Западного военного округа и Воздушно-десантных войск и еще одно учение совместно с Китаем.
Различные аналитические центры, в большинстве своем зарубежные, пестрят докладами о стоимости российской операции в Сирии. Оценка аналитиков значительно расходится и варьируется от $2,3 млн до $4 млн в день.
В сравнении с оборонным бюджетом России на 2015 год в 3,1 трлн рублей расходы федерального бюджета в 2016 году на национальную оборону вырастут на 0,8% и предусмотрены в размере 3,145 трлн рублей, или 4% ВВП.
По данным британского центра IHS Janes Defence, на сегодняшний день Россия потратила порядка $80–115 млн (до 10 млрд рублей). Что вполне укладывается в оборонный бюджет России как на текущий, так и на следующий год.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин заметил, что разницы расходов на содержание самолета в России и в Сирии в принципе нет, кроме того что участвующие в военной операции истребители и бомбардировщики требуют боеприпасов. Но и здесь надо учитывать тот фактор, что эти же боеприпасы могли бы просто храниться на территории России и в будущем просто были бы утилизированы.
— Если самолет находится на российской территории, то его ведь тоже требуется обслуживать и заправлять. Единственное, что добавляется в данном случае ко всем остальным тратам на содержание ВКС, — это боеприпасы. Но они опять же имеют свой срок годности, а во-вторых, они для войны и созданы. ВКС для того и существуют, чтобы воевать, они могут просто или окупить, или не окупить потраченных на их содержание денег, — рассказал Храмчихин. — Самые затратные вооруженные силы — это те, на которых экономят, как нас научил пример Украины. Я думаю, что нынешние расходы на военные операции не выходят за пределы уже утвержденных расходов Минобороны. И в любом случае на войне экономить нельзя, в противном случае последующие расходы будут еще больше.
Президент Академии проблем военной экономики и финансов Сергей Викулов заметил, что пока война в Сирии не может как-то сильно сказаться на пересмотре формирования ежегодных военных расходов. Однако если конфликт окажется затяжным, то Россия действительно может в перспективе нескольких лет увеличить расходы на вооружение.
— У нас идет постоянное производство вооружения и есть его запасы на 2–3 года. Хотя надо отметить, что нынешние действия в Сирии стремительно опустошают склады ранее произведенных боеприпасов. Если конфликт затянется на несколько лет, расходы на оборону придется увеличить. С 2013 по 2015 год доля расходов на оборону составляла всё больший процент ВВП, — сказал Викулов. — В Госдуме сейчас обсуждается бюджет на следующий год, в котором, скорее всего, будет заложена цифра с учетом нашего военного присутствия в Сирии. Но надо сказать, что в сравнении с американцами мы тратим, конечно, гораздо меньше на военные цели.
Оборонный бюджет США на 2016 год составит $612 млрд (около 40 трлн рублей).