Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

$6 млрд за сбитый Су-24

Депутаты и общественники предлагают наказать Турцию введением запрета на полеты россиян на турецкие курорты и вводом санкций в отношении местных товаров
0
$6 млрд за сбитый Су-24
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Инцидент с Су-24 в небе Сирии вызвал жесткую реакцию со стороны главы государства Владимира Путина и представителей Госдумы и Совета Федерации. Депутаты призвали президента разорвать дипломатические отношения с Турцией. Многие народные избранники и общественники уверены — нужно принять меры экономического характера. Если их предложения по запрету полетов россиян в Турцию и вводу торгового эмбарго будут реализованы, бюджет Турции потеряет не менее $6 млрд.

Эмбарго за сбитый самолет

В Общественной палате (ОП) предлагают распространить на Турцию продуктовое эмбарго. Член ОП Павел Сычев заявил «Известиям», что считает это справедливой ответной мерой на инцидент с Су-24.

— Много фактов говорит в пользу того, что Турция покупает дешевую нефть у ИГИЛ. Поэтому ввод экономических мер был бы логичен. Речь идет именно о запрете ввоза продуктов питания, — сказал Сычев.

Он уточнил, что имеет в виду запрет на ввоз мяса, рыбы, молочной продукции, фруктов и овощей по аналогии с тем, как это было сделано в отношении стран ЕС, США и др.

— Они ввозят много овощей, фруктов, кисломолочной продукции. После введения эмбарго их поставки увеличились, — отметил Сычев.

Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за девять месяцев этого года экспорт продукции из России в Турцию составил $15 млрд, импорт — $3 млрд.

Россия действительно импортирует из Турции в основном овощи и фрукты, сумма этих поставки за три квартала этого года составила $748 млн. Из фруктов Россия в большой объеме закупает турецкие цитрусовые, в этом году сумма поставок составила $135 млн, из которых на лимоны приходится $48,3 млн, на мандарины — $43 млн, на апельсины — $29 млн, на грейпфруты — $15 млн.

Сумма импорта турецкого винограда составила в этом году $69 млн, вишни и черешни — $26,6 млн, клубники — $22,7 млн.

Также в большом объеме Россия закупает турецкие персики и абрикосы, сумма импорта за три квартала этого года составила $33 млн и $29 млн соответственно. На $12,2 млн было импортировано яблок, на $2,2 млн — груш. Также Россия в закупает большой объем фундука и миндаля, в этом году на сумму $23,7 млн и $6,2 млн соответственно.

Из овощей Россия в основном ввозит из Турции помидоры, сумма их импорта за девять месяцев этого года составила $281 млн. Также на $14,5 млн было ввезено кабачков, на $11,3 млн — болгарского перца, на $17,2 млн — репчатого лука. В этом году Турция поставила в Россию огурцы на сумму $16,2 млн. В небольших объемах импортируются турецкая капуста, морковь и салат-латук.

При этом нужно отметить, что после введения в августе прошлого года продовольственного эмбарго в отношении ряда европейских стран поставки фруктов из Турцию в Россию выросли приблизительно на 25–30% в натуральном выражении.

Так, в I квартале этого года объем поставок составил 201,9 тыс. т, тогда как в I квартале 2014-го объем поставок составлял 152,3 тыс. т. Во II квартале этого года в Россию было поставлено 93 тыс. т турецких фруктов, тогда как во II квартале прошлого года – 72,7 тыс. т.

В III квартале 2014 года, когда эмбарго уже было введено, объем поставок составил 144,9 тыс. т, в III квартале этого года объем поставок турецких фруктов снизился и составил 110, 5 тыс. т, вероятно, за счет роста производства российских продуктов. Роста поставок турецких овощей в Россию после введения продовольственного эмбарго в отношении европейских поставщиков не наблюдалось.

Помимо овощей и фруктов, Турция также экспортирует в Россию в большом объеме  одежду. Сумма поставок за девять месяцев этого года составила $290 млн. Поставляются и легковые автомобили — в этом году на сумму $53 млн, и пластмасса — $166 млн.

Россия же экспортирует в Турцию в основном нефтепродукты и металлы. Поставки нефтепродуктов за три квартала этого года составили $8,9 млрд, из которых на газ приходится $6,1 млрд, на нефть — $2,8 млрд. Экспорт металлов в Турцию за девять месяцев этого года составил $3,2 млрд, в основном это черные металлы ($2,2 млрд) и алюминий ($700 млн), также поставляются медь ($214 млн), цинк ($24 млн) и свинец ($19 млн). Из продуктов питания Россия в крупном объеме экспортирует в Турцию злаки (в основном пшеницу и кукурузу) и подсолнечное масло — за три квартала этого года суммы поставок составили $562 млн и $324 млн соответственно.

Согласно данным Федеральной таможенной службы, в общей сложности в период с 2012 года по сентябрь этого года сумма экспорта российской продукции в Турцию составила $92,9 млрд, импорта — $23,9 млрд. Сумма турецких поставок овощей и фруктов за это время составила почти $5 млрд, одежды — $1,9 млрд, легковых автомобилей — $1,2 млрд, пластмассы — $1,2 млрд.

Без Антальи и Кемера

Зампред Госдумы Николай Левичев («Справедливая Россия»), в свою очередь, уже направил в Росавиацию запрос с предложением немедленно прекратить авиасообщение с Турцией в связи с инцидентом с Су-24 (копия есть у «Известий»). Депутат отмечает, что отношение турок к ИГИЛ вызывает опасения за безопасность россиян.

«Национальный авиаперевозчик Турции Turkish Airlines в настоящее время осуществляет рейсы из Стамбула и других турецких городов в целый ряд населенных пунктов, находящихся в зоне повышенной террористической опасности», — пишет Левичев.

Он отмечает, что «одновременно из этих же турецких аэропортов осуществляется отправление самолетов в различные российские города».

«В условиях, когда отношение властей Турции к террористической группировке «Исламское государство» (запрещена на территории РФ) нельзя назвать негативным, существует высокий риск проникновения боевиков в турецкие аэропорты, что может привести к повышению террористической угрозы для российских самолетов. В этой связи прошу Вас рассмотреть возможность полного и немедленного прекращения авиасообщения между Россией и Турцией до того момента, пока не будут приняты исчерпывающие меры по устранению любых возможных источников террористической угрозы в турецких аэропортах», — говорится в письме Левичева в Росавиацию.

В Росавиации не комментируют ситуацию.

Общий доход Турции от туризма за счет иностранцев в 2014 году составил более $27,7 млрд. Всего страну посетило чуть более 36,8 млн иностранцев, из них россияне составляют порядка 12% (4,4 млн). То есть на российских туристов приходится около $3,3 млрд от общего дохода.

За девять месяцев 2015 года доход страны от туризма составил $20,3 млрд, что на $1,3 млрд меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В этом году Турция потеряла в количестве российских туристов — в январе–сентябре страну посетили 3,3 млн россиян (в 2014 году — 4,1 млн).

Президент Национальной ассоциации по развитию туризма Innovation Russia Карен Гончаров пояснил, что вопрос закрытия авиасообщения с Турцией станет актуальным с началом весенне-летнего периода.

— Турция — ярко выраженный сезонный курорт, сезон начинается с мая и длится до конца сентября. В этот сезон для россиян Турция считается выездным направлением № 1, особенно по соотношению цены и качества отдыха. За 2014 год в Турции отдохнули более 3 млн россиян, это внушительные цифры, — сказал он.

Также Гончаров отметил, что Турция крайне заинтересована в российских туристах.

— По числу отдыхающих на курортах Турции россияне входят в топовую тройку: немцев 16%, россиян и англичан по 10%. Российские туристы во всех странах относятся к категории наиболее платежеспособных граждан, которые тратят больше всего средств во время отдыха, — сказал он. — К тому же, если мы посмотрим на поведение Турции в конце 2014-го — 2015 году, то со своей стороны страна делала всё возможное, чтобы не потерять туристов из России, в частности, выступала с инициативой о дотировании авиаперевозок из РФ в Турцию, — сказал он.

В целом эксперт отметил, что прогнозировать, какие убытки понесут российская и турецкая стороны в случае закрытия авиасообщения, сейчас преждевременно.

— Руководство страны у нас взвешенное и спокойно к этому относится. Вначале надо разобраться в причинах произошедшего, а потом уже делать выводы, — сказал он.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) уверены, что ситуация с российским Су-24, сбитым на границе Сирии и Турции, никак не повлияет на туристическую отрасль и авиасообщение не закроют.

— Туристы летают на регулярных рейсах или чартерах, поэтому сегодняшний инцидент не очень касается туристической отрасли, — заявил вице-президент АТОР Владимир Канторович.

Он затруднился назвать точную цифру российских туристов, находящихся сейчас в Турции. По его оценке, это несколько десятков тысяч россиян.

— С одной стороны, сейчас вообще туристов гораздо меньше, чем обычно, но с другой стороны, часть из тех, кто не поехал в Египет, отправились в Турцию. Но сейчас совсем низкий сезон и в Египет мало россиян собиралось, — сказал он.

По статистике Министерства туризма Турции, в ноябре 2014 года страну посетило чуть более 60 тыс. россиян.

Вице-президент АТОР Дмитрий Горин согласен с коллегой, что «никакого отношения к туризму новость не имеет».

— Это межгосударственные отношения, тем более что, по информации СМИ, все произошло на территории Сирии, а в Сирии российских туристов нет. У нас туристы воспринимают, что это где-то там далеко, и совершенно спокойно ездят на турецкие курорты. Надо смотреть, какая будет реакция властей, — пока очень много противоречивой информации, — сказал он.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина комментировать что-либо отказалась до появления официальных разъяснений по поводу инцидента.

Сегодня утром американский истребитель ВВС Турции F-16 сбил российский Су-24. Поводом для этого якобы стало нарушение воздушного пространства Турции. Минобороны РФ, в свою очередь, сообщило, что бомбардировщик принадлежал РФ, но он не вылетал за территорию Сирии. По данным ведомства, самолет находился на высоте 6 тыс. м. По сообщениям турецких СМИ, один пилот Су-24 погиб при катапультировании.


Комментарии
Прямой эфир