Программу капремонта нужно сделать максимально прозрачной
Система капитального ремонта, ставшая в последнее время темой для оживленных дискуссий на столь разных площадках, как, например, заседание правительства и кухня в коммуналке, должна выполнять важнейшую функцию — оставаться всероссийской «кассой взаимопомощи» для сохранения и укрепления наших домов. Но на деле, как мы видим, сегодня эту благую идею множество лиц стремятся представить как источник многочисленных способов «относительно частного» отъема денег у граждан.
Хочу сразу оговориться — большинство этих «способов» давно известны, равно как известны столь же простые и эффективные способы противодействия.
А потому, пока народ справедливо возмущается необоснованностью размера платы, взимаемой на будущий капремонт, и обсуждает чудеса качества уже проведенных кое-где работ, я хотел бы обратить внимание на одно важное, но не столь бросающееся в глаза явление.
В нашей стране появились абсолютно новые финансовые институты, аккумулирующие десятки миллиардов рублей граждан, притом что их деятельность до сих пор особо никем не контролируется. «Общероссийский народный фронт» обращал на это внимание правительства еще год назад, однако с тех пор мало что изменилось.
Региональные операторы капитального ремонта — главные игроки в новой системе. Законодательство, определившее стартовый выбор людей по умолчанию в пользу «общего котла», привело к тому, что сегодня регоператоры аккумулируют более 90% средств, собранных гражданами. Это на сегодняшний день уже порядка 70 млрд рублей.
Интересно, что только по итогам прошлого года на счетах региональных операторов оставалось более 19,3 млрд рублей, собранных собственниками жилья. Для сравнения: на начало этого года в среднем на один банк приходилось 17,9 млрд рублей привлеченных вкладов и депозитов физических лиц, что даже меньше остатков на счетах региональных операторов по итогам лишь первого года работы системы.
Помимо этого, еще одной важнейшей финансовой функцией регионального оператора является, по сути, внутреннее беспроцентное кредитование работ по одному дому за счет привлеченных средств собственников других домов.
Ну чем не финансовый институт?
Мало того, региональные операторы занимаются и размещением свободных средств. Насколько удалось проанализировать отчеты, находящиеся в открытом доступе (их, надо сказать, не столь уж и много), средства в основном размещаются под 4–5% годовых. Это при том, что сегодня вполне рыночная ставка по депозитам составляет 11–12%.
Думаю, не надо быть математиком, чтобы сопоставить текущий уровень инфляции и ставку по депозитам регоператоров. Такое «размещение» обрекает деньги граждан на постепенное, но неуклонное обесценивание.
Меры, противодействующие развитию такого сценария, также известны — определение четких правил деятельности и критериев устойчивости, жесткий контроль за их соблюдением, фиксация деятельности и состояния на частые отчетные даты, публичность отчетности и проверки. Это как раз то, чем, в частности, занимается наш мегарегулятор Центральный банк в отношении других финансовых организаций — негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и банков, которые, даже невзирая на это, все-таки ухитряются допускать нарушения и злоупотребления. Возникает вопрос, кому выгодно, чтобы многомиллиардные средства граждан, находящиеся на счетах региональных операторов капремонта, оставались без столь же внимательного попечения со стороны государства и нас с вами.
По сути, являясь пайщиками этого огромного котла, мы должны иметь право принимать непосредственное участие в согласовании бюджетов, планов и отчетов регоператоров, а государство, которое ввело в нашу жизнь систему капитального ремонта, должно гарантировать нам устойчивость этих финансовых институтов, обеспечив жесткий контроль и надзор за сохранностью и эффективностью использования ими наших средств.