Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Компании сократили расходы на ДМС для сотрудников

Рынок добровольного медицинского страхования из-за кризиса сократился на 20%
0
Компании сократили расходы на ДМС для сотрудников
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По оценке Всероссийского союза страховщиков (ВСС), с начала 2015 года рынок корпоративного ДМС сократился примерно на 20%. Об этом «Известиям» рассказал президент союза страховщиков Игорь Юргенс. Представители крупных страховщиков этот тренд подтвердили. По словам экспертов, многие компании идут на компромиссные варианты и решают сократить пакет услуг по корпоративному ДМС, отказавшись от массажа и стоматологии, перейти в клиники подешевле или оставить страховку в качестве поощрения для топовых сотрудников.

— Корпорации сейчас экономят на расходах, в том числе на социальных, — сказал Игорь Юргенс. — Как будет складываться ситуация в следующем году, зависит от экономики. Если она стабилизируется, корпорации вновь будут оплачивать соцпакеты в прежнем объеме. Но к настоящему моменту такой тенденции, к сожалению, не наблюдается. Если период кризиса не закончится, число компаний может сократиться значительно. Всего на рынке чуть более 400 страховых компаний. Уже ушли с рынка около 60. Возможно, сокращение достигнет, скажем, 160 компаний.

При этом большинство ушедших с рынка компаний имели лицензию на ДМС — это «Еврострахование», «Моя страховая компания», «Коместра», «Компаньон».

Данные Центробанка подтверждает эту тенденцию. «Один из прежних драйверов рынка — сегмент добровольного медицинского страхования — продемонстрировал снижение своего вклада в годовые темпы роста страховых взносов», — говорится в последнем обзоре ЦБ, посвященном некредитным финансовым организациям. Уточняется, что общее число страховых полисов при этом, напротив, увеличилось — главным образом, потому что мигрантов обязали покупать себе медицинскую страховку.

За II квартал 2015 года, как сказано в обзоре, объем собранных премий (он составил 87,4 млрд рублей) «сократился на 4,6% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года». В I квартале на рынке ДМС был зафиксирован рост в 10% по объему премий. «Подобная негативная динамика обусловлена сокращением дорогостоящих корпоративных программ медицинского страхования», — отмечают в Центробанке.

Страховщики также говорят о падении рынка.

— По итогам девяти месяцев 2015 года сборы «Ингосстраха» по ДМС сократились на 5,9% в связи с негативными тенденциями на рынке ввиду кризиса — многие компании-клиенты сокращают свои социальные программы, а также численность своих сотрудников, — рассказала директор департамента медицинского страхования компании «Ингосстрах» Светлана Вылегжанина.

По ее словам, в основном от программ ДМС отказываются компании малого и среднего бизнеса.

— Крупные организации в основном не отказываются от ДМС полностью, но существенно сокращают объемы предоставляемых услуг, дорогостоящие опции (например, стоматология), дополнительные возможности (например, по прикреплению к программам ДМС родственников сотрудников), — сказала Светлана Вылегжанина. — Сужению подвергается и подборка доступных по договору лечебных учреждений. Количество новых корпоративных клиентов также уменьшается. Пока в основном мы сталкиваемся с оптимизацией программ страхования, а не с полным отказом от ДМС. Тем не менее с начала 2015 года от наших услуг в данном сегменте отказалось порядка 50 корпоративных клиентов.

Она отметила, что розничный сегмент ДМС в настоящий момент очень мал — не более 5–7% от совокупных взносов ДМС на рынке.

— С учетом снижения реальных доходов российских граждан и падением покупательной способности населения сегмент также показывает нисходящую динамику, — сказала она.

При этом мигранты, которых в 2015 году обязали при устройстве на работу покупать полисы ДМС или заключать договоры с медицинским учреждением на предоставление услуг, не сильно помогли рынку.

— В настоящее время приняты новые обязательные минимальные требования к программам медицинского страхования для мигрантов, которые включают в себя очень широкий объем покрытия, — сказала Светлана Вылегжанина. — Широкие программы предполагают и высокую стоимость полиса. Является ли это существенным плюсом для рынка, пока говорить рано.

По словам начальника Управления продуктов медицинского страхования «РЕСО-Гарантия» Марины Черноморовой, тенденция к сокращению рынка ДМС «очевидна».

— Однако речь идет именно о сокращении объема страховых премий, а не об отказе от ДМС. По нашим оценкам, объем собранной премии по корпоративному ДМС сократился на 20%. Экономическая ситуация не способствует росту продаж. Не исключено, что рынок ДМС и дальше будет снижаться. К позитивным прогнозам можно отнести надежду на стабилизацию в этом секторе к концу 2016 года.

По ее словам, розничный рынок ДМС «не сокращается, но и не растет».

Директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахование» Александр Лапунов, напротив, отметил, что «пока прецедентов отказа от ДМС на рынке не наблюдается».

— Компании, которые привыкли к ДМС, не собираются отказываться от него, несмотря на все экономические трудности, — сказал он. — В условиях отсутствия возможности индексации зарплат соразмерно инфляции лишение сотрудников социальной защиты — рискованный шаг, который может демотивировать их.

Как отметил Александр Лапунов, в то же время происходит корректировка формата потребления медицинских услуг. В частности, идет речь об отказе от дорогих лечебных учреждений, предложении сотрудникам доплачивать за часть услуг самостоятельно, сокращении программы ДМС. При этом исключаются обычно «самые востребованные, самые затратные, но не самые эффективные методы лечения и диагностики, такие как физиотерапия, неограниченные массажи, бесконечные ПЦР-диагностики».  

По словам участников рынка, наиболее дорогие и престижные медицинские учреждения, которые работают с ДМС, — Европейский медицинский центр и АО «Медицина».

— Полис ДМС в Европейском медицинском центре может стоить несколько сотен тысяч рублей в год, — говорят эксперты рынка. — Перейти из этих учреждений в более дешевые — самый простой вариант, который может быть предложен клиентам.

Генеральный директор страхового брокера «Топ Тайм» Арсений Поярков отметил, что снижение цены и уменьшение наполнения полиса могут быть «практически незаметны» для сотрудников компаний.

— Просто они смогут ходить, скажем, в меньшее число клиник и они будут не такие престижные, но, возможно, с таким же качеством обслуживания, — сказал он.

Эксперт по управлению медицинским бизнесом Института МИРБИС Дмитрий Пискунов рассказал, что нередко компании сокращают не пакет услуг, а число сотрудников, которые получают страховку.

— Допустим, если раньше полис получали 1 тыс. человек, то остаются только 300, — сказал он. — Причем, конечно, страховку оставляют топовым сотрудникам. Дело в том, что для топовых должностей страховка — это что-то настолько привычное, что такие сотрудники даже представить себе не могут, что у них вдруг этого не будет. 

Председатель комитета ВСС по медицинскому страхованию, президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов рассказал, что более ярко тенденции на рынке будут видны в январе, когда завершится этап перезаключения годовых договоров.

— Сейчас компании «доживают» старые договоры, — сказал он. — Я допускаю, что если страховые премии выплачивались не единовременно за год, а с разбивкой на полугодия, то компании могли на фоне повышения цен сократить пакет услуг по ДМС. На мой взгляд, логичнее в таких случаях сокращать, скажем, экстракорпоральное оплодотворение — тем более что сейчас оно входит в программу ОМС и доступно бесплатно. Также экономят, скорее всего, на физиотерапевтическом лечении, на массажах.

Все опрошенные компании отказались назвать клиентов, которые ушли от них или сократили пакеты ДМС. На условиях анонимности участники рынка говорили об изменениях в ДМС-политике компаний ИКЕА, Danone, «МЕТРО Кэш энд Керри». Однако эти компании прислали на запросы «Известий» ответы, что по ДМС у них никаких сокращений нет. 

Между тем в потери рынка можно записать и те компании, которые собирались приобщиться к культуре ДМС, но кризис нарушил эти планы.

— Мы вели переговоры о ДМС со страховым брокером «Топ Тайм», — сказал генеральный директор компании ЦРВ, занимающейся продажей хлебопекарного оборудования, Михаил Воловник. – ДМС нам нужен был для мотивации сотрудников. Но потом начался кризис. А когда кризис, работники больше замотивированы, чем обычно. Во всех других фирмах в нашей сфере идут увольнения. А мы, наоборот, набираем новых людей в штат. Поэтому наши сотрудники довольны, что их никто не сокращает.

Комментарии
Прямой эфир