Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Министр культуры — о картинах выставки «Романтический реализм»

Полотна Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Митрофана Грекова и других художников бесплатно покажут в «Манеже»
0
Министр культуры — о картинах выставки «Романтический реализм»
Фото: «ИЗВЕСТИЯ»/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

4 ноября в «Манеже» откроется выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 годов», подготовленная музейно-выставочным центром «Росизо» при поддержке Минкультуры. Посмотреть экспозицию, которая продлится до 22 ноября, можно бесплатно. По просьбе «Известий» министр культуры Владимир Мединский рассказал о восьми шедеврах соцреализма, представленных на выставке.

Исаак Бродский. II Конгресс Коминтерна (1924)


Это первая из многих картин Исаака Бродского, посвященных Октябрьской революции. Да, это драматическое событие нашей истории. Но вместе с трагедией там есть еще и воодушевление, азарт строителей новой жизни, первопроходцев мировой истории. Работы Бродского — именно об этом: не о разрушении, а о том, что «мы наш, мы новый мир построим». Именно построим. На картине — как раз эти люди, неброско одетые, но переполненные энергией русской революции. И Ленин здесь — не монументальный «вождь мирового пролетариата», а один из них. В этом сочетании величественных интерьеров Таврического дворца, революционного кумача и революционного энтузиазма — наивного, но искреннего — я вижу не символ гибели исторической России, а, напротив, ее бесконечность и преемственность, ее силу, которая помогла преодолеть трагическую смуту и направить народную силу в созидание.

Дмитрий Кардовский. Заседание Совета народных комиссаров под председательством Ленина (1927)


Картина Дмитрия Кардовского — практически документ эпохи. 22 октября 1922 года Ленин в последний раз председательствовал в Совете народных комиссаров — созданном им верховном органе власти Советской России. Сейчас не принято об этом вспоминать, но Ленин — это не только марксист, революционер и разрушитель «старого мира». Это, может быть, он сам так о себе думал. А на самом деле ему во главе Совнаркома довелось восстанавливать институты российской государственности после катастрофы Февраля 1917 года — вникая со свойственной ему кипучей энергией в мельчайшие детали организации повседневной работы.

Александр Дейнека. Оборона Петрограда (1928)


Картина «Оборона Петрограда» посвящена событиям Гражданской войны. Это еще одна батальная классика советского изобразительного искусства. Здесь драматизм и тяжесть воинского труда, горечь потерь слиты воедино со стойкостью солдат и добровольцев, защитников революционной столицы, с упрямой уверенностью в победе.

Василий Купцов. Дирижабль (1932–1933)


Дирижабль — символ всеобщей увлеченности покорением воздушного океана в 1930-е годы. На волне успехов германского дирижабля «Граф Цеппелин», который в 1928 году облетел земной шар, руководство СССР считало это направление воздухоплавания важным фактором обороноспособности страны. В 1930 году началась широкая кампания Осоавиахим под лозунгом «Даешь эскадру советских дирижаблей!». «Дирижабль» — одно из трех сохранившихся «авиационных» полотен Василия Купцова, увлеченного, как и вся страна, темой воздушного флота («Самолеты. Аэросев», 1931 и «АНТ-20 Максим Горький», 1934).

Дмитрий Чечулин. Здание управления Аэрофлота (1934)


Дом Аэрофлота — это один из нереализованных проектов, которые должны были в 30-е годы радикально изменить лицо Москвы. Это здание предполагалось построить на площади Белорусского вокзала — там, где Тверская переходит в Ленинградский проспект. Архитектурные и художественные решения диктовались восхищением подвигом челюскинцев и спасших их летчиков, всенародным упоением от «покорения пространства и времени»: «аэродинамическая» форма высотного корпуса и увенчивающие семь ажурных арок скульптурные фигуры героев-летчиков. Здание не было построено, но в рисунке архитектора Дмитрия Чечулина, автора проекта, сохранилось как один из памятников своей эпохи.

Митрофан Греков. Трубачи Первой Конной армии (1934)


«Трубачи Первой Конной» — это одновременно и вершина творчества Митрофана Грекова, и классика, которая задала тон советской батальной живописи на десятилетия вперед. Перед нами не просто групповой портрет музыкантов-буденновцев, а яркий образ победоносной Красной армии — под тем самым знаменем, которое всего через двадцать с небольшим лет станет Знаменем Победы.

Василий Сварог. Сталин и члены Политбюро среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького (1939)

 

Название работы, несмотря на описательность, не отражает действительного ее содержания. То есть само событие — встреча Сталина с детьми в парке Горького — вполне могло произойти в реальной жизни. Но на картине оно приобретает черты мифа — позитивного и светлого. Впрочем, это не пропагандистская выдумка — таким и было настроение страны, где дети, главные герои полотна, рождены, «чтоб сказку сделать былью». И, кстати, сделали ведь. А конкретное место действия, парк Горького, действительно стал идеальным парком мечты того времени.

Александр Дейнека. Оборона Севастополя (1942)


«Оборона Севастополя» — одна из наиболее знаменитых картин Александра Дейнеки, одна из наиболее сильных не только в его творчестве, но и вообще в искусстве военной тематики. И динамика, и сама цветовая гамма — это классика противостояния ангелов и демонов, Добра и Зла. Обратите внимание: картина написана в 1942 году, Севастополь тогда пал под натиском Зла. Но в картине — не только драматизм и трагедия. В картине — предвкушение неминуемого торжества, неминуемой Победы. Именно эта всенародная несокрушимая уверенность в том, что «наше дело правое», есть и стержень нашей культуры, и залог наших побед.

Комментарии
Прямой эфир