Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Последний рейс

При крушении в Египте Airbus A321 компании «Когалымавиа» погибли 224 человека
0
Последний рейс
Фото: REUTERS/Mohamed Abd El Ghany
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Суббота 31 октября войдет в историю как день самой крупной авиакатастрофы в истории современной России по числу жертв. 224 пассажира и члена экипажа Airbus A321, летевшего рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, погибли. Среди них было 25 детей. Боль и растерянность. Аэропорт Пулково — родственники летевших на злополучном рейсе съезжаются сюда: у них еще теплится надежда. А вдруг есть выжившие, а может, сели где-нибудь и просто нет связи.

Но нет. Египетские власти заявили об обнаружении обломков на Синайском полуострове. Выживших нет.

Даже те, кто просто ждет своего рейса или пришел встречать, плачут. Работают психологи.

Опубликованы списки погибших. Среди них жители Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тамбовской, Псковской областей, Карелии. В катастрофе погибли трое граждан Украины и один — Белоруссии.

Среди погибших десятимесячная Дарина. Ее мама выложила фотографии дочери 15 октября перед вылетом из аэропорта Пулково — девочка стоит и смотрит на выруливающий в аэропорту лайнер. Родители подписали фото — «Главный пассажир». Молодая семья отправилась в отпуск впервые с момента рождения ребенка. Кто-то летел праздновать день рождения, кто-то — годовщину свадьбы.

Пропал с радара

31 октября самолет Airbus A321 компании «Когалымавиа» разбился в 7 часов 20 минут по московскому времени, примерно через полчаса после вылета, в 100 км к югу от города Эль-Ариша — административного центра провинции Северный Синай.

По данным интернет-сервиса Flightradar24.com, который отслеживает полеты гражданских самолетов, лайнер взлетел в 6.51 (мск). К 7.11 (мск) самолет набрал высоту 10 тыс. м и скорость 748 км/ч. А спустя две минуты скорость самолета неожиданно упала вдвое. Затем скорость упала до 172 км/ч, а высота — до 8,6 тыс. м. Это последние доступные данные, после этого транспондер A321 перестал передавать информацию о параметрах полета.

Сначала египетские власти сообщили о потере связи с лайнером, затем появились сообщения о том, что связь с самолетом восстановлена и он благополучно покинул воздушное пространство Египта. И только спустя время поступило подтверждение о катастрофе: спасатели обнаружили обломки лайнера, который развалился на две части, и начали извлекать тела погибших.

Также поначалу авиационные власти Египта заявили, что пилот перед катастрофой запросил экстренную посадку в аэропорту города Эль-Ариша на севере Синая из-за возникшей технической неполадки. По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла «техническая проблема» и ему нужно приземлиться как можно скорее.

Однако спустя сутки эту информацию опровергли те же самые службы Египта.
Президент России Владимир Путин сразу после известия о катастрофе дал поручение главе правительства Дмитрию Медведеву сформировать госкомиссию для расследования причин катастрофы. Сам премьер-министр поручил главе Минтранса Максиму Соколову вылететь в Каир.

Следственный комитет России возбудил два уголовных дела по факту авиакатастрофы, а Ространснадзор начал проверку авиакомпании «Когалымавиа». СКР изъял всю техническую документацию лайнера Airbus A321 за все время его эксплуатации, полетное задание и другие документы. Об этом заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин.

— В рамках расследования изъята документация по техническому обслуживанию самолета Airbus А321 с момента начала его эксплуатации, задания на полет, сертификаты на воздушное судно, распечатки маршрута полета по маршруту следования Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург, пассажирский манифест, копии сообщений кипрского диспетчера управления воздушного движения об исчезновении воздушного судна с радара. Продолжаются сбор и изъятие медицинских документов по предполетному медицинскому освидетельствованию членов экипажа авиакомпании, а также документов о приобретении и использовании деталей и агрегатов, устанавливаемых на воздушное судно. С их помощью следствие установит полноту и правильность подготовки воздушного судна и летного экипажа к оказанию услуг по перевозке пассажиров, — сказал представитель СК.

Сразу же появились и первые версии причин крушения: в числе самых вероятных техническая неисправность самолета, ошибка пилота и другие.

— Пассажирский лайнер Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа», потерпевший крушение в Египте 31 октября, разрушился в воздухе, — заявил исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко после осмотра места крушения лайнера.

«Рано говорить пока о выводах. Разрушение произошло в воздухе, и фрагменты разбросаны на большой площади — около 20 кв. км», — цитирует чиновника «Интерфакс».

В шаге от отзыва

И у следователей, и у чиновников Росавиации сейчас много вопросов к владельцам и менеджменту компании «Когалымавиа». Эксперты и источники в Росавиации не исключают, что авиаперевозчика ждет приостановка сертификата эксплуатанта.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта последний раз проводила проверку «Когалымавиа» в апреле 2015 года. Весной, как рассказали «Известиям», у Росавиации были небольшие претензии к авиакомпании, которые та довольно оперативно устранила.

А вот 3 года назад Росавиация всерьез рассматривала вопрос о лишении этого перевозчика сертификата эксплуатанта. В апреле 2012 года Рос­авиация выявила многочисленные и серьезные нарушения в работе «Когалымавиа». По словам представителя ведомства, тогда не исключалось, что в деятельность авиаперевозчика будут введены ограничения, вплоть до приостановки действия сертификата эксплуа­танта.

— Росавиация проводила проверку авиакомпании «Когалымавиа», в результате которой были выявлены серьезные претензии, недостатки в организации работы авиаперевозчика, — рассказал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

У чиновников Росавиации были на тот момент серьезные основания думать, что компания не может обеспечить безопасность полетов. Причина в многочисленных инцидентах, в которые попадали самолеты «Когалымавиа».

В январе 2010 года экипаж самолета Ту-154М авиакомпании «Когалымавиа» (на момент аварии находился под управлением Taban Air), следовавшего регулярным рейсом 6437 из Абадана в Исфахан, был вынужден совершить экстренную посадку в Мешхеде для оказания срочной медицинской помощи одному из пассажиров. В процессе грубой посадки лайнер ударился хвостом о взлетно-посадочную полосу и загорелся. Погибших не было, 40 человек получили травмы.

В апреле того же года совершил аварийную посадку в аэропорту Домодедово самолет Airbus A320 при выполнении рейса Москва–Хургада.

А 1 января 2011 года самолет Ту-154Б-2, выполнявший рейс Сургут–Москва, сгорел в аэропорту Сургута. На взлетно-посадочной полосе в хвосте самолета произошло возгорание, которое перебросилось на весь фюзеляж и привело к взрыву топливного бака. Пассажиров удалось эвакуировать, однако три человека погибли, а около 40 получили травмы. Сам самолет сгорел за 10 минут.

В 2013 году «Когалымавиа» и Росавиация выясняли свои отношения в суде. Ведомство отказывало перевозчику в сертификации трех Airbus 321, требуя установить дополнительные датчики системы индикации обледенения. Авиакомпания выполнила требования ведомства, однако подала в суд на взыскание с государства 150 млн рублей, которые были потрачены на приобретение и установку датчиков, плюс в эту сумму включены убытки от простоя самолетов, уже зафрахтованных турфирмами. Все суды, в том числе и Верховный суд, отказали авиаперевозчику.

Опыт банкротства

Гендиректором ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» является Сергей Мордвинцев. В 2012 году владельцы решили провести ребрендинг, переименовав компанию в Metrojet. Интересно, что смена названия и юридического лица произошла сразу после проверки Росавиации, когда у компании могли отозвать лицензию. Компания Metrojet просуществовала 3 года, и пос­ле очередной проверки Росавиации ООО «Метроджет» было ликвидировано (в апреле 2015 года). И снова появилась «Когалымавиа».

До прихода в «Когалымавиа» Сергей Мордвинцев был генеральным директором ОАО «Авиакомпания «Самара», которая была ликвидирована в 2009 году. Авиаперевозчик выполнял регулярные и чартерные рейсы из Самары в страны СНГ, а также в Турцию, Израиль, ОАЭ, Испанию, Таиланд, Австрию и Кипр. За год до ликвидации у самарского авиаперевозчика возникли финансовые трудности, авиакомпания задолжала крупные суммы ряду аэропортов — Емельяново (Красноярск), Домодедово (Москва), Пулково (Санкт-Петербург). Из-за долгов аэропорты отказали перевозчику в заправке и обслуживании самолетов, что привело к многочисленным задержкам и отменам рейсов. И 30 сентября у «Самары» была отозвана лицензия. 800 сотрудников авиакомпании остались без работы.

Сегодня материнской компанией «Когалымавиа» является туристический холдинг TH&C (юридическое название ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания»). С 2003 по 2009 год совладельцем «Когалымавиа» была нефтяная компания «Лукойл», в декабре 2009 года авиакомпания полностью перешла под управление ООО «Штерн-С» (в настоящее время банкрот).

С 2012 года 100% доли в УК авиаперевозчика принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», а ее владельцами являются Хамит Багана (44%), Амирбек Гагаев (27,78%) и Бувайсар Халидов (27,78%). Однако, как говорят источники, близкие к компании, всем бизнесом руководит турецкий бизнесмен Арслан Энвер.

Стоит отметить, что у Гагаева и Халидова имеется ряд ООО, которые занимаются туристической деятельностью, поставкой запчастей для различных видов транспорта и даже торговлей лакокрасочными материалами и продажей картофеля. Сеть из нескольких десятков ООО разбросана по всей стране (Москва, Самара, Оренбург и т.д.). Начинали они свой бизнес, судя по информации в СПАРК, с самарского ООО «ТЛК», занимающегося в настоящее время поставкой запчастей.

Старый авиапарк

Собеседники издания в Министерстве транспорта и Росавиации в разговоре с «Известиями» отметили, что ситуация сейчас развивается таким образом, что высока вероятность отзыва сертификата эксплуатанта у «Когалымавиа».

— На место трагедии уже вылетел министр транспорта. При этом добиться от «Когалымавиа» хоть какой-то информации о самолете и рейсе удалось не сразу. Компания показала несобранность при катастрофе, — говорит собеседник издания в Министерстве транспорта, добавив, что сейчас идут проверки и вполне возможно, что сертификат эксплуатанта на время может быть приостановлен.

Как сообщили источники «Известий» в правоохранительных органах, следователи уже проводят обыски и выемку документов в международном аэропорту Курумоч, находящемся в пригороде Самары. Именно из этого аэропорта борт прибыл в Шарм-эль-Шейх 30 октября. Обыски инициированы с целью отыскания и изъятия документов на обслуживание воздушного судна, потерпевшего крушение. Главным следственным управлением СК России по факту авиакатастрофы Airbus A321 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК.

Для расследования обстоятельств авиакатастрофы создана следственно-оперативная группа. В настоящее время в Санкт-Петербурге работает штаб. Возможно, особое внимание следователей будет приковано к техническому состоянию авиапарка компании.

Всего в парке «Когалымавиа» насчитывалось восемь самолетов: шесть Airbus A321 и два Airbus A320. Возраст самолетов в авиапарке компании от 12 до 18 лет.

Разбившийся самолет с регистрационным номером EI-ETJ был собран в 1997 году. Как заявили в официальном представительстве Airbus в России, этот самолет был поставлен в 1997 году. Самолет эксплуатировался в парке авиакомпании «Когалымавиа» (Metrojet) с 2012 года. В общей сложности этот самолет выполнил более 21 тыс. рейсов общей продолжительностью около 56 тыс. часов.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает, что существует вероятность приостановления сертификата эксплуатанта компании.

— Сейчас Росавиация начала внеплановую проверку «Когалымавиа». В случае если Росавиация найдет некие нарушения в компании, это может привести к временному приостановлению сертификата эксплуатанта, то есть к временному запрету на полеты для этой авиакомпании, — говорит он.

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев уверен, что в России необходимо ввести ограничение на возраст самолетов. По его мнению, пассажирские самолеты должны быть не старше 12 лет.

— Есть распространенное мнение, что на состояние самолета и безопасность полетов влияет не его возраст, а его летная годность. Тем не менее не случайно же большинство стран вводят жесткие критерии по возрасту эксплуатируемых самолетов. Это те же страны БРИКС. В Индии и Китае введено ограничение на возраст самолетов, взятых в операционный и финансовый лизинг. Там он ограничивается 10–12 годами. Это позволило этим странам снизить средний возраст авиапарков местных авиакомпаний.

Ространснадзор после авиакатастрофы на Синайском полуострове распорядился приостановить полеты шести из восьми A321, входящих в авиапарк компании «Когалымавиа». Позднее стало известно, что решение о приостановке не подразумевает одновременного вывода самолетов из эксплуатации — регулятор предложил проверять их техническое состояние по одному.


Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...