Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Крыму призвали Запад остановить идущие на Украину эшелоны с оружием
Мир
Келлог пообещал России жесткие санкции при отсутствии прогресса по Украине
Мир
Сийярто назвал санкции против РФ путем экономического самоубийства ЕС
Мир
Саудовская Аравия впервые вошла в топ-3 стран по количеству туристов в РФ
Общество
Двух боевиков ВСУ приговорили к 16 годам колонии за преступления в Курской области
Мир
Премьер Малайзии заявил о намерении укреплять отношения с Россией
Мир
Алиханов сообщил о росте товарооборота России и Египта до $9 млрд
Авто
Законопроект об аннулировании водительских прав доработан ко II чтению
Мир
Кандидату в президенты Португалии Вентуре стало плохо во время выступления
Происшествия
В Дагестане более 50 сел остались без дорожного сообщения из-за обвала скалы
Мир
Защита Гуцул оспорила продление ей домашнего ареста
Мир
Захарова назвала кривосудием отсутствие мер к главе ЕК после суда ЕС по вакцинам
Экономика
Стоимость «квадрата» новостроек массового сегмента в Москве выросла почти на 6%
Мир
FT узнала о планах ЕС по повышению пошлин на сельхозпродукцию с Украины в июне
Армия
ВС России поразили танк Leopard около Степановки на донецком направлении
Армия
Серийные поставки пулемета РПЛ-20 в ВС РФ могут начаться в 2025 году
Мир
AFP cообщило о согласовании послами стран ЕС 17-го пакета санкций против России

«Когалымавиа» пыталась заработать на возврате НДС

За последние два года авиаперевозчик выставлял к ФНС требования о возврате из бюджета около 100 млн рублей, однако налоговики и суды признавали их незаконными
0
«Когалымавиа» пыталась заработать на возврате НДС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Судя по документам, изъятым следователями в офисе авиакомпании «Когалымавиа», в 2014 и в 2015 годах ее руководство пыталось поправить тяжелейшее финансовое положение компании, в том числе за счет сомнительных налоговых схем. Бизнесмены неоднократно и настойчиво пытались выбить из бюджета деньги в виде возврата налога на добавленную стоимость (НДС) почти на 100 млн рублей, объясняя это тем, что якобы несли затраты в аэропортах, в том числе по техническому обслуживанию самолетов и бортовому питанию. Однако, Федеральная налоговая служба (ФНС) и суды различных инстанций признавали требования «Когалымавиа» незаконными. 

После трагедии A321 следователи изучают документы по финансово-хозяйственной деятельности «Когалымавиа». Уже понятно, что финансовая ситуация в компании была тяжелой: в 2014 году сильно выросла себестоимость полетов — с 5,9 млрд рублей до 7,2 млрд, при этом чистая прибыль упала в 36 раз — с 87 млн до 2,4 млн рублей. У компании были миллиардные долги перед партнерами и своими сотрудниками, которые по несколько месяцев не получали зарплаты.

«Когалымавиа» обрастала кредитами: долговые обязательства в 2013 году оценивались в 354,9 млн рублей, а в 2014 году уже в более чем 1 млрд. Судя по документам, руководство «Когалымавиа» пыталось поправить экономическое положение не только кредитами, но с помощью сомнительных налоговых схем. Например, в 2014–2015 годах компания неоднократно и настойчиво пытались выбить из бюджета НДС почти на 100 млн рублей. 

Каждый раз авиакомпания предоставляла в столичное УФНС № 8 и суды похожие доводы для возмещения НДС: якобы она несла различные затраты в аэропорту, а также по наземному обслуживанию своих самолетов (заправка, уборка, техническое обслуживание). Однако налоговики проводили камеральные проверки, в большинстве случаев признавая требования авиакомпании неправомерными. «Когалымавиа», в свою очередь, пыталась выбить из ФНС деньги через суды, в том числе и копеечные суммы. Так, один из первых исков был подан в 2012 году к ФНС на сумму 4 тыс. рублей. 

Дольше всего длится противостояние между авиакомпанией и столичной инспекцией ФНС № 9, которая в 2014 году отказала в возмещении 9,3 млн рублей НДС за оплаченные услуги по обслуживанию и базированию аэродромной техники. В этом иске идет речь о начисленном НДС за II квартал 2013 года. В начале 2014 года авиакомпания попросила возместить ей 74,2 млн рублей налога на добавленную стоимость. Налоговая провела весной 2014 проверку и решила, что можно возместить «Когалымавиа» сумму в 64,9 млн рублей, а на возмещение оставшихся 9,3 млн она права не имеет. Эта сумма касалась расходов, которые авиакомпания понесла за наземное обслуживание, заправку, уборку и базирование своих самолетов в различных аэропортах мира. 

Налоговики, отказавшись делать возврат, мотивировали свое решение статьей 149 Налогового кодекса, по которой эти услуги вовсе не подлежат налогообложению, следовательно, и возвращать за них нечего. Однако авиакомпания решила добиваться возврата этих 9,3 млн в суде. Эта история сопровождалась тремя различными исками. Это единственное дело, по которому первая инстанция — Московский арбитраж — встала на сторону авиакомпании, однако налоговики не согласились с их доводами и подали апелляцию в арбитражный суд № 9. 

По всем остальным аналогичным искам авиакомпании было отказано по тем же мотивам, указанным налоговой инспекцией, и со ссылкой на соответствующее постановление Верховного суда РФ. Например, в апреле 2015 года тот же Арбитражный суд Москвы компании по практически идентичному иску отказал компании в возврате 8,6 млн рублей НДС. По двум самым крупным искам о возврате налогов решение еще не принято: «Когалымавиа» подала их в сентябре-октябре 2015 года. В первом, сентябрьском иске речь идет о сумме 13 млн рублей, во втором, принятом в октябре, — о сумме 50 млн рублей.

По мнению экспертов, на возврате НДС пыталось поправить свои дела либо «Когалымавиа», либо лично ее руководство. 

Адвокат Сергей Князькин рассказывает, что чрезмерная активность любой компании в арбитражах по возврату НДС свидетельствует о двух вещах. 

— Если какая-либо компания активно пошла взыскивать возврат НДС, то здесь может быть ветка: либо руководство легально хочет получить хоть какие-то лишние деньги для затыкания дыр в финансах, либо забрать полученное лично себе и убежать от кредиторов или даже уголовного преследования из страны, — рассказал Князькин. 

С ним согласна и адвокат Сталина Гуревич.

— Все эти движения в арбитражах свидетельствуют о том, что у авиакомпании имеются финансовые проблемы, — сказала «Известиям» адвокат. 

Напомним, что c 2012 года 100% доли в УК авиаперевозчика принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», а ее владельцами являются Хамит Багана (44%), Амирбек Гагаев (27,78%) и Бувайсар Халидов (27,78%). Однако, как говорят источники, близкие к компании, всем бизнесом руководит турецкий бизнесмен Арслан Энвер.

Утром 31 октября российский пассажирский самолет А321 авиакомпании «Когалымавиа», следовавший рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове, в 100 км от египетского города Эль-Ариша. На его борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа — все они погибли.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир